Тема занятия. «Как рубашка в поле выросла» / По мотивам рассказа К.Д. Ушинского/.
Содержание. Знакомство детей с технологией изготовления крестьянами одежды.
Вступление.
Сегодня, ребята, мы поговорим о старинной одежде: в чём-то она похожа на современную, а чем-то отличается. Разобраться в этом нам поможет кукла Дуся. /Показывает куклу. /Во что она наряжена?
Назвать вещи детям помогут загадки:
Один вход – три выхода. / Рубашка/
Днём как обруч,
А ночью как уж. /Пояс/
В липовом корытце
Живое тело шевелится. /Ноги в лаптях/
/Загадывая загадку, следует сразу же показать на кукле отгадку/.
Самой главной одеждой была рубаха. Её носили старики и молодые, мальчики и девочки, богатые и бедные. Рубаха нужна была и крестьянину и царю. По умению изготовить рубаху судили о мастерице.
/Из сказки о «Царевне-лягушке» читают отрывок, где идёт речь об изготовлении рубашек для царя невестками и об оценке их работы/.
|
|
Быстро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Чтобы сшить рубаху, девушки и женщины работали не одну ночь, а полтора года. Для рубах они растили замечательную траву – лён и из него делали ниточки, из ниточек – полотно, поэтому можно сказать, что крестьяне свою одежду «выращивали».
Часть 1. Обработка льна.
/Учитель рассказывает о севе льна/.
Увидела Таня, как её отец горстями разбрасывает по полю маленькие блестящие зёрна, и спрашивает:
- Что это ты, тятя, делаешь?
- А вот сею ленок, дочка. Вырастет и тебе и Васютке новая рубашечка.
Удивилась Таня. Недели через две покрылась полоска земли зелёной шелковистой травкой, и подумала Таня: «Хорошо, если бы у меня была такая рубашечка!»
/Переходит учитель к рассказу об уборке льна/.
Прошло время, лён зацвёл голубыми цветочками…
«У братца Васи такие глазки, - подумала Таня. – Но рубашечек таких я ни на ком не видела».
Когда цветочки опали, на их месте показались зелёные головки. Когда головки побурели и подсохли, мать и сёстры Тани повыдергали весь лён с корнем… На работу они вышли в особой одежде – расшитой узорами рубахе «Ленёк», собирались, как на праздник, и говорили Тане: «Славная будет у тебя рубашечка!»
/На протяжении рассказа надо показывать детям фотографии или рисунки/.
Когда лён просох, то стали у него головки отрезать, а потом потопили в воде безголовые пучки, ещё и камнем сверху привалили, чтобы не всплыли…. Недели через две вынули лён из речки, просушили и стали колотить доской…. Про неё говорят: «Стоит Арина – рот до ушей». Это – мялка. Своим зубастым ртом она «пережуёт» стебельки, разобьёт жёсткую кожуру, чтобы освободить мягкое волокно, которое прячется внутри.
|
|
/Детям предлагается самим произвести некоторые виды работ – помочь сделать Тане рубашечку/.
А затем жёсткую кору отделяли от волокна дощечкой, похожей на деревянный нож, - т репалом. А чтобы девушкам работать было полегче, в его ручку забивали горошек, и тогда трепало становилось «музыкальным», а работа – весёлой.
/Учитель берёт в руки погремушку – шаркун – и гремит им в такт «работе» детей, воспроизводящих на этот раз движения трепальщицы льна.
Часто трепало дарил понравившейся девушке парень. Тогда он стремился на этом деревянном ноже вырезать красивые ажурные узоры, чтобы показать: он по дереву работает не хуже, чем девушка вышивает по полотну. А какие узоры вы видите на этом трепале? /Рассматривают/
Вытрепавши, стали железным гребнем, лён чесать, пока он не сделался мягким и шелковистым. «Славная у тебя будет рубашечка!» - опять сказала Тане её сестра.
/Показывают детям кудель/.
Но Таня подумала: «Где же тут рубашечка? Это похоже на волосы Васи, а не на рубашечку».