Конспект № 2 Тема занятия. «Как рубашка в поле выросла»

 

Тема занятия. «Как рубашка в поле выросла» / По мотивам рассказа К.Д. Ушинского/.

Содержание. Знакомство детей с технологией изготовления крестьянами одежды.

                                                 Вступление.

Сегодня, ребята, мы поговорим о старинной одежде: в чём-то она похожа на современную, а чем-то отличается. Разобраться в этом нам поможет кукла Дуся. /Показывает куклу. /Во что она наряжена?

 Назвать вещи детям помогут загадки:

          Один вход – три выхода. / Рубашка/

 

          Днём как обруч,

         А ночью как уж. /Пояс/

 

         В липовом корытце

         Живое тело шевелится. /Ноги в лаптях/

/Загадывая загадку, следует сразу же показать на кукле отгадку/.

Самой главной одеждой была рубаха. Её носили старики и молодые, мальчики и девочки, богатые и бедные. Рубаха нужна была и крестьянину и царю. По умению изготовить рубаху судили о мастерице.

/Из сказки о «Царевне-лягушке» читают отрывок, где идёт речь об изготовлении рубашек для царя невестками и об оценке их работы/.

Быстро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Чтобы сшить рубаху, девушки и женщины работали не одну ночь, а полтора года. Для рубах они растили замечательную траву – лён и из него делали ниточки, из ниточек – полотно, поэтому можно сказать, что крестьяне свою одежду «выращивали».

                      Часть 1. Обработка льна.

/Учитель рассказывает о севе льна/.

Увидела Таня, как её отец горстями разбрасывает по полю маленькие блестящие зёрна, и спрашивает:

- Что это ты, тятя, делаешь?

- А вот сею ленок, дочка. Вырастет и тебе и Васютке новая рубашечка.

Удивилась Таня. Недели через две покрылась полоска земли зелёной шелковистой травкой, и подумала Таня: «Хорошо, если бы у меня была такая рубашечка!»

 /Переходит учитель к рассказу об уборке льна/.

Прошло время, лён зацвёл голубыми цветочками…

«У братца Васи такие глазки, - подумала Таня. – Но рубашечек таких я ни на ком не видела».

Когда цветочки опали, на их месте показались зелёные головки. Когда головки побурели и подсохли, мать и сёстры Тани повыдергали весь лён с корнем… На работу они вышли в особой одежде – расшитой узорами рубахе «Ленёк», собирались, как на праздник, и говорили Тане: «Славная будет у тебя рубашечка!»

/На протяжении рассказа надо показывать детям фотографии или рисунки/.

Когда лён просох, то стали у него головки отрезать, а потом потопили в воде безголовые пучки, ещё и камнем сверху привалили, чтобы не всплыли…. Недели через две вынули лён из речки, просушили и стали колотить доской…. Про неё говорят: «Стоит Арина – рот до ушей». Это – мялка. Своим зубастым ртом она «пережуёт» стебельки, разобьёт жёсткую кожуру, чтобы освободить мягкое волокно, которое прячется внутри.

/Детям предлагается самим произвести некоторые виды работ – помочь сделать Тане рубашечку/.

А затем жёсткую кору отделяли от волокна дощечкой, похожей на деревянный нож, - т репалом. А чтобы девушкам работать было полегче, в его ручку забивали горошек, и тогда трепало становилось «музыкальным», а работа – весёлой.

/Учитель берёт в руки погремушку – шаркун – и гремит им в такт «работе» детей, воспроизводящих на этот раз движения трепальщицы льна.

Часто трепало дарил понравившейся девушке парень. Тогда он стремился на этом деревянном ноже вырезать красивые ажурные узоры, чтобы показать: он по дереву работает не хуже, чем девушка вышивает по полотну. А какие узоры вы видите на этом трепале? /Рассматривают/

Вытрепавши, стали железным гребнем, лён чесать, пока он не сделался мягким и шелковистым. «Славная у тебя будет рубашечка!» - опять сказала Тане её сестра.

/Показывают детям кудель/.

Но Таня подумала: «Где же тут рубашечка? Это похоже на волосы Васи, а не на рубашечку».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: