Часть 2. Прядение и ткачество.
Настали длинные зимние вечера. Сёстры Тани стали из льна нитки прясть. «Это нитки, - думает Таня. – А где же рубашечка? А без ниток можно сделать рубашечку?»
/Учитель показывает детям прялку, определяют значение деталей: донце, зеркало. Сравнивают веретено с катушкой./
Скачу по горнице с работою моею.
Чем больше кручусь, тем больше толстею. /Веретено/
Скорчится - с кошку,
Растянется – с дорожку. /Нить и веретено/
/Дети ответ на загадку дают все вместе/
Прошли зима, весна, лето, настала осень. Отец установил в избе кросна /ткацкий станок/, натянул нити – основу для ткани и начал ткать. Забегал проворно челночок между нитками, и тут уже Таня сама увидела, как из ниток выходит холст.
Речка течёт, рыбка играет,
А за нею лёд замерзает.
/Дети рассматривают ткацкий станок, называют его части/
Но какого цвета холст? Серого. Будет ли рада Таня такой рубашке? Нет. Что же нам делать?
Стали холст на морозе морозить, по снегу расстилать, а весной расстилали его по траве на солнышке и сбрызгивали водой. Сделался холст из серого белым…
|
|
Настала зима. Накроила из холста мать рубашек, принялись сёстры рубашки шить, и к Рождеству надели на Таню и Васю новые, белые, как снег, рубашечки.
/Учитель показывает рубашку из льняного полотна/.
Рубахи шили из узкого полотна. Шире полотно не могло быть, потому что станок делался «по росту» мастерицы. Рубаха, как считали наши предки, хранила в себе силу здоровья своего владельца, поэтому, чтобы она не потерялась, создавали «границу», «порог» - расшивали подол, рукава, горловину узорами и не доверяли одежду стирать или надевать другому человеку.
/В игровом занятии надеть рубаху доверяют тому, кто победит в конкурсе: «Кто быстрее смотает полотно?» /Двое учеников за отдельную палочку растягивают ленту. Затем, по команде учителя, наматывая ленту на палочку, продвигаются навстречу друг к другу. Тот, кто первым доберётся до цветного лоскутка, - победитель.
/Когда на победителя надета рубаха, он должен, прохаживаясь по залу, показать её всем./
Заключение.
Вот мы с вами и узнали, как делались рубахи в старину. Нить и полотно наделялись волшебными свойствами и, как считалось тогда, могли привести сказочного героя к заветной цели.
Раньше, когда девочка пряла свою первую ниточку, по ней даже гадали: если получилась ровная, значит, жизнь будет счастливая, если же то тонкая, то толстая – много будет огорчений. Ниточка, полотно воспринимались как путь, который должен пройти человек. Кукла Дуся надеется, что он у вас будет счастливый. И чтобы ваша дорога была ровной, гладкой, прощаясь с вами, машет вслед платочком.