О ста ногах.
О каких ногах здесь идёт речь? Это – деревянные колья бороны. Они хорошо разбивают комья земли. Борону, как и соху, тянет по полю лошадка. Однажды и говорит лошадь бороне: «Надоело мне тебя таскать!», борона же ей отвечает: «А мне надоело тебя кормить!» Почему борона говорит, что она кормит лошадь?
/Рассказ об основных посевных культурах: овёс, гречиха, рожь/.
Матушка-рожь кормит всех сплошь, пшеничка только по выбору.
Ржаной хлебушко – калачам дедушка.
Сеял зерно обычно самый опытный в семье мужчина /дедушка, отец/. Он выходил в поле с лукошком-севалкой в чистой рубахе, /чтобы сорняков было мало, хлеб был чистым/, не подпоясывался и не завязывал мешки с зерном /чтобы «не завязывать урожай», то есть, чтобы семена взошли дружно/.
Посеяли хлеб. Что теперь делать? Ждать. Маленькие дети старались помочь родителям вырастить хороший урожай. Если солнце было очень жаркое, оно высушивало землю так, что и всё на ней могло сгореть. Чтобы позвать дождь, дети бежали на край деревни, прыгали и кричали:
|
|
Дождик, дождик посильней! Я у Бога сирота,
Мы поедем на свинье – Отпираю ворота
Богу политься, Ключиком, замочком,
Царю поклониться. Золотым платочком!
Если же всё время шёл дождь, то дети кричали:
Солнышко, солнышко, Радуга-дуга,
Выгляни в окошечко, Перекинься на луга.
Дам тебе веретенечко, Выйди, солнышко,
Насыплю горошечка! Из-под брёвнышка
Вот и вырос урожай. Женщины надевали белые рубахи, подпоясывались и, взяв в руки серпы, шли рожь жать. Ребятишек постарше /вашего возраста/ оставляли дома, совсем маленьких /грудничков/ брали с собой, чтобы мамы могли их накормить, когда те заплачут, перепеленать. Работали крестьяне с зари до захода солнца, сжинали /срезали серпом/ созревшие колоски. А где в хлебном растении прячется будущий пирожок. в вершках или корешках?
Когда урожай собран, нужно отделить зёрнышки от соломы. Это делали цепом. Цеп представляет собой две палки, соединённые куском кожи. Про цеп, как и другие орудия труда, нужные человеку, сложена загадка:
Летят гуски,
Деревянные носки,