Конспект № 1
Содержание. Знакомство детей с основным занятием русских крестьян – земледелием, видами полевых работ, а также процессом выпечки хлеба.
Это занятие начинает цикл встреч с русской стариной. Беседа о «ржаном хлебушке» имеет большое нравственное значение: дети не только знакомятся с тяжёлым трудом хлебороба, но и учатся относиться к хлебу с должным уважением.
Вступление.
/Выносят на полотенце хлеб-соль, и объясняет смысл этого древнего обычая./
«Хлеб – всему голова», хлебом обед начинается, хлебом и заканчивается. По обычаю, хлеб-соль подносили дорогим гостям, а на свадьбе – молодым /жениху и невесте/. Если мы с вами вместе отведаем хлеба-соли, то будем дружить, никогда не поссоримся.
Часть 1. Основные виды работ на поле.
/Учитель проводит детей в зал и знакомит их с процессом подготовки земли к посеву/.
Самая трудная работа – растить хлеб. /Рассказывает детям былину «Вольга и Микула».
|
|
Эта былина не случайно передавалась из поколения в поколение. О чём она? Как вы думаете, что труднее – воевать или землю пахать?
Раньше говорили: «Землю пашут – не руками машут», а ещё так: «Шапка с головы упадёт, не подниму… некогда».
Ранней весной, когда земля, если её сжать в ладони, уже не превращается в липкий мокрый комок, но ещё и не рассыпается в пыль, - самое время пахать. Первая помощница крестьянину – лошадь. Пахали сохой.
Матушка-сошка, золотые рожки. /О каких «рожках» здесь идёт речь?/
Баба Яга – вилами нога,
Весь мир кормит,
Сама голодна. /Соха/
Не пахарь, не кузнец, не плотник,
А первый на селе работник. /Конь/
Вспахали землю, а можно ли сеять? Нет, ещё рано. Надо сначала бороной пройти по полю несколько раз.
Сито свито,
О четырёх углах,