Тема 1. 11. Специфика камерного вокального исполнительства

Камерное пение (от лат. Camera — комната). Этот жанр вокально-исполнительской деятельности подразумевает собой пение в небольших помещениях. Такой жанр пения зародился в 18, 19 веке и в начале был в принципе исключительно инструментальным.

Само собой, вокалистов тоже не смогло не коснуться, подобное событие и вокал стал ещё и камерным.

1этап. Сначала люди понастроили огромных оперных театров, в которые брали лишь певцов, с хорошими вокальными данными, сильными голосами, потому что они должны были озвучивать огромные залы. Создалась куча вокальных школ развивающих и воспитывающих таких вокалистов.

2этап. Потом, театры поднадоели, и захотелось ради разнообразия послушать тихое, но очень мелодичное, пунктуальное в нюансах пение.

Каким должен быть камерный певец?:

Очень пунктуальным по отношению к музыкально-выразительным нюансам;

Тонко передавать все эмоциональные краски музыки и литературного текста;

Иметь очень подвижный голос, точный слух;

Владеть различными мелизмами и украшениями голосовой линии;

Владеть всеми возможными художественно выразительными средствами голоса

Что касается мощности голоса, то она здесь ни к чему, и желательно, что б голос был в принципе не большим. Даже появился такой термин: «Камерный голос», что подразумевает под собой небольшую динамичность и глубину голоса. Так же такие голоса можно называть лёгкими голосами.

К концу ХIХ века концертная жизнь в России благодаря быстрому развитию капитализма значительно активизируется. Меценатство уступает место иной организации концертной деятельности почти по образцу промышленной. Огромный рост музыкальной аудитории вызвал резкое увеличение количества открытых платных концертов: разветвлённая сеть РМО, концерты «Кружка любителей русской музыки», «Концерты А. Зилоти» и многие другие. Классическая симфоническая и особенно камерная музыка после длительной эпохи существования в закрытых концертах для избранной публики оказывается в гуще многообразных явлений. Камерно-вокальная музыка прошла долгий и сложный путь развития – от аристократического художественного музицирования преимущественно в дворянско-аристократических и художественно-богемных салонах, воспевания культа любви и дружбы, «вобрав» в себя идеи шестидесятничества, результатом чего было появление произведений с ярко выраженной социальной тематикой, к концу ХIХ века представляла со- бой очень разнообразную по тематике, образам и средствам воплощения область музыкального отражения глубоко противоречивого момента отношений в общественной и культурной жизни России. Традиционные формы камерно-вокальной лирики и ярко окрашенная социальными мотивами музыка «великих учителей правды» А. Даргомыжского и М. Мусоргского, композиторов-кучкистов в своё время нашли верных интерпретаторов в лице талантливых певцов-любителей. Обладающие в основном скромными вокальными данными в плане виртуозного направления вокального искусства belcanto, но имеющие великолепную общую музыкально-художественную культуру, они были пламенными пропагандистами и произведений, и музыкально-эстетических принципов своих учителей. Вначале эпизодически, затем – более регулярно появляясь в открытых концертах, они, несомненно, оказывали определённое воздействие на вкусы растущей аудитории. И русская критика рубежа ХIХ-ХХ вв. впервые поставила вопрос теоретического осмысления камерно-вокального исполнительства. В это время и первых систематизированных исследований, посвящённых самому жанру романса. Оперная манера исполнения «концертных» романсов и оперных арий порицалась русскими критиками, ратовавшими за исполнение в открытых концертах любимых ими, критиками, камерных сочинений со сложными музыкальными формами, изысканным голосоведением, философским поэтическим содержанием. Однако, наиболее совершенные произведения в жанре камерной музыки Глинкой, Даргомыжским, Балакиревым, Бородиным, Кюи, Римским-Корсаковым и многими другими композиторами создавались в расчёте не на концертное исполнение, не на оперных певцов, а на небольшие залы и гостиные и скромные вокальные данные певцов-любителей. Даже камерно-вокальную музыку П. Чайковского Б. Асафьев характеризует как почти целиком вышедшую из недр «домашнего» музицирования. Отражение в музыке правдивых интонаций, «говора человеческого», речитативно-декламационная линия в русских камерно- вокальных произведениях, достигшая своего апогея в творчестве М. Мусоргского, подготовила и воспитала целую плеяду тонких и вдумчивых исполнителей.

Такие новые в камерно-вокальной музыке качества, присущие концертному романсу, как особая приподнятость яркого эмоционального высказывания, полная оперная тесситура, охватывающая весь певческий диапазон даже в романсах с речитативно-декламационным типом мелодизма; огромные волны динамического нагнетания; длительное пребывание на предельных эмоциональных, тесситурных и динамических «высотах»; «взрывчатая» динамика и подвижная темповая структура; соединение противоположных эмоциональных состояний на коротком отрезке времени; уникальное сочетание демократичности музыкального языка с предельной утончённостью, изысканностью ставили совершенно новые исполнительские задачи.

Эти романсы поставили новые исполнительские задачи, которые помогли воспитанию певца нового типа, гармонично сочетающего в себе лучшие достижения оперной культуры – богатые голосовые данные, охватывающие полный певческий диапазон, необходимый для выявления всех эмоциональных оттенков, всемерное подчёркивание плавности, широты голосоведения, яркой экспрессивной подачи насыщенного мелодического материала с тонкой и филигранной отделкой декламационных деталей текста, выразительным интонированием речитативных моментов, гармонично вкрапляемых в мелодическую ткань, и – что особенно важно – умение чутко взаимодействовать и сочетать свои намерения с намерениями аккомпаниатора.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: