Тема 2. 1. Художественный образ в вокальном произведении. Музыка и слово в вокальном произведении

Как известно, пение - это музыка, обогащенная словом. Оно воздействует на слушателя и средствами музыки, и средствами поэзии. Поэтому исполнителю необходимо «погрузиться», прежде всего, в поэтический мир автора текста вокального произведения, понять его смысл, образность, интонационно-ритмическую организацию.

Для полного раскрытия музыкального художественного образа в песне подразумевается актерское самовыражение исполнителя. Можно вывести такую формулу для последующей работы: «содержание памяти + воображение = образ». Шаляпин называл это состояние: «некоторое время не быть собой».

В песне выразительные средства музыки сочетаются со словами, чтобы помочь детям более доступно понять музыкальный образ. Музыкальное настроение, эмоциональность диктуют соответствующие поведение, жест, пластику, краску голоса.

Можно выделить сценические средства выражения: жесты, мимика и пантомимика: движения глаз, губ, головы человека, его пальцев, рук и туловища.

Исследования ученого В.М. Бехтерева доказали, что, прежде всего, на детей начинает действовать ритм музыки. Он вызывает у ребенка, непроизвольно, телесные движения. Сначала беспорядочные, а потом полностью совпадающие с пульсом музыки. Позднее действует на ребенка высота тона и мелодии звуков, и лишь в последнюю очередь дети привыкают различать тембр и проявляют индивидуальное отношение к звучанию разных инструментов. В соответствии с этим положением необходимо серьезно продумывать и планировать вокальную работу с детьми (индивидуальную и коллективную).

В свою очередь движения помогают ребёнку полнее воспринимать музыкальный образ произведения. Музыка способствует выразительности движений, так как она является своеобразным средством выражения художественных образов.

 Как начать работу над произведением?

- Сделать разбор средств музыкальной выразительности;

- Приступить к созданию своего, нового образа, его сценария поведения и действий.

Первый этап: элементарный разбор музыки, разучивание вокальных партий. Необходимо разобрать содержание песни педагогом совместно с исполнителем. Разобрать форму произведения, определить кульминацию. Работать над динамикой по предложениям, по фразам. Ознакомить ребенка с правилами произношения текста при пении, переноса согласных, произношения гласных, выявить все трудности произношения гласных и согласных в данном тексте.

Второй этап – работа над созданием музыкально-сценического рисунка произведения, поиск необходимых средств выражения через мимику, жестикуляцию, пластику поведения.

Третий этап – полноценная творческая деятельность, соответствующая замыслу композитора и отражающая детское видение.

В создании образа помогают следующие дисциплины - актерское мастерство и сценическое движение. Упражнения в игровой форме, задания со словами «если бы», проговаривание и обыгрывание скороговорок, развитие чувства ритма, упражнения на умение владеть своим лицом и телом (Мимические этюды: «Радость», «Печаль», «Задумчивость», «Беспокойство», «Ликование», «Безразличие», «Злость», «Мечтательность», «Страх», «Надменность», «Восторженность», «Удивление»), воспитание мышечной свободы(этюды коллективной пантомимы (два-четыре человека):«В гостях», «Посадка в поезд», «На перемене», «На рыбалке», «Уборка в квартире», «Заводная кукла», «Птичий двор», «Факир и змея», «Игра на музыкальных инструментах в оркестре» и др.).

Таким образом, проявляются четыре взаимосвязанных компонента для успешного сценического воплощения песни: музыка, слово, пение и актерское мастерство.

Работа над сценическими действиями

Пластика, танцевальные движения.

Работа с элементами сценического действия вместе с пением (хлопки, притопы, различные движения, не мешающие певческому процессу). Использование при пении современных танцевальных ритмических движений. Поиск актёрского решения исполняемых песен с детальным обыгрыванием содержания, воспитание осанки и походки, подчинение движений характеру музыки и текста. Работа над умением держаться на сцене, чувствовать свободу в пении и танце, устраняя скованность; репетиции песни перед зеркалом. Немаловажна в этой работе помощь профессионального режиссера-постановщика.

Также в работе над образом, кроме театрального реквизита, может быть использован грим, в основном декоративный - для выразительности мимики и улучшения природных данных, а также характерный – соответствие образу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: