Инклюзия – включение это процесс увеличения степени участия всех граждан в социуме в первую очередь имеющих трудности в развитии.
Не рядом, а вместе.
Н.Н. Малофеев выделяет 5 периодов эволюции отношения общества к людям с нарушением в развитии:
1) от агрессии и нетерпимости к осознанию необходимости заботить о людях с отклонениями в развитии;
2) от осознания необходимости призрения лиц с отклонениями в развитии к осознанию возможности обучения, хотя бы части из них;
3) от осознания возможности к осознанию целесообразности обучения (3 категории людей)
- с нарушением слуха
- с нарушением зрения
- умственной отсталости
4) от осознания необходимости обучения части детей с отклонениями в развитии к пониманию об необходимости обучения всех детей.
Отличительные черты 4 периода отношений
I. развитие законодательной базы;
II. структурное совершенствование систем специального образования (разнообразие типов специальных школ);
III. расширение охвата специального образования и коррекция педагогических отношений;
|
|
IV. формирование новой культурной нормы – уважения в развитии новой среды.
В России ученый Л.С. Выготский определил социальную значимость помощи детей с ОПФР.
В 60 гг. 20 века появляются в Беларуси новые типы школ:
- для слабослышащих и поздно оглохших – 1961 год,
- для слабовидящих – 1963 г.
- для детей с нарушением МФОДА 1964 г.
- для детей с тяжелым нарушением речи – 1966 г.
- для детей с ЗПР – 1980 г.
V период – от изоляции к интеграции
РФ – 1991 г. – по настоящее время.
Под инклюзивным образованием понимается создание равных возможностей для получения образования всеми без исключения, включение в образовательный процесс всех детей вне зависимости от происхождения, культуры, пола, нарушения развития.
Понятие инклюзивного образования – форма обучения, при которой учащиеся с особыми потребностями:
а) посещают те же школы что и их братья, сестра, соседи.
б) находятся в классе с детьми одного с ними возраста.
в) имеют индивидуальность, соответствующую их потребностям и возможностям учебной цели.
г) обеспечиваются необходимой поддержкой.
Инклюзивное образование это процесс развития общего образования который подразумевает доступность образования для всех в плане приспособления к различным образовательным потребностям всех детей.