double arrow

Партнерство учреждения образования и семьи в условиях интегрированного обучения и воспитания

В последнее время в отеч-ной науке и практике много внимания уделяется вопросам взаимодействия УО и семьи. Даже при хорошей ситуации в семье необходима помощь УО.

В семьях, воспитывающих детей с ОПФР, существуют особые взаимоотношения. Американский ученый У. Бронфенбреннер, говоря об особенностях современных семей, утверждает, что существует такое понятие, как «отчуждение». Отчуждение зарождается не в самой семье, а в том обществе, которое ее окружает: отсутствие своевременной мед.помощи, недостаток матер-ных средств, распад семьи и др.

Некоторые родители недооценивают напротив, доругие переоценивают возможности ребенка. В дальнейшем это сказывается на образовании, трудоустройстве детей, на создании ими собственных семей и их материальном обеспечении.

Психологи выделяют несколько типов неправильного воспитания:

1. Неприятие. (рождение малыша было нежелательнное, не того пола, отсутствует душевный контакт, наблюдается эмоциональная депривация)

2. Гиперопека. (желания, потребности и эмоции ребенка не принимаются родителями во внимание).

3. Тревожно-мнительное воспитание. (характерно для семьи с единственным ребенком; родителей не покидает чувство страха за его здоровье и развитие).

4. Невмешательство. (школа обучает, формирует, научает, а семья выступает в роли пассивного наблюдателя. У родителей свои заботы и интересы)

Работа с семьей по оказанию педагогической поддержки предполагает несколько этапов:

1) подготовка педагогов учреждения образования к взаимодействию с родителями, воспитывающими детей с ОПФР;

2) проведение психолого-педагогической диагностики психофизического развития детей с согласия родителей;

3) ознакомление родителей с результатами диагностических мероприятий;

4) изучение социальных условий семьи и характера детско-родительских отношений;

5) ознакомление родителей с содержанием коррекционно-педагогической поддержки в условиях учреждения образования;

6) консультирование родителей по оказанию коррекционно-педагогической помощи своим детям в домашних условиях;

7) включение родителей в процесс реализации образовательной программы;

8) вовлечение родителей в систему школьных внеклассных мероприятий;

9) повышение педагогической компетентности родителей, воспитание социальной толерантности.

Перед началом уч.года необходимо провести собрание, где адм-ция расскажет о специфике организации образовательного процесса при интегрированном обучении и воспитании.

Родителей обычных детей предупреждают о том, что в их классе есть «особые» дети, поэтому следует соблюдать деликатность при обсуждении вопросов совместного обучения, подбирать слова и фразы.

На семинарах, консультациях, практических занятиях педагоги учат родителей выстраивать правильные взаимоотношения со своими детьми, педагоги применяют как групповые, так и индивидуальные формы работы, демонстрируют фрагменты видеозаписи уроков в завершение необходимо давать конкретные рекомендации.

Наряду с родительскими собраниями, хорошо зарекомендовали себя индивидуальные консультации специалистов и педагогов. Индивидуальное консультирование проходит в несколько этапов:

1. создать доверительные, откровенные отношения с родителями

2. всестороннее обследование ребенка:

♥ подробное обсуждение общего состояния психического развития ребенка, а также характера, степени и причин выявленных трудностей;

♥ разъяснение конкретных мер помощи ребенку;

♥ обсуждение проблем родителей, их отношения к трудностям ребенка;

♥ планирование последующих встреч с целью обсуждения хода динамики.

3. На этапе коррекционной работы основными задачами выступают:

♥ формирование у родителей педагогической компетентности;

♥ привлечение родителей к конкретным коррекционным мероприятиям.

Среди форм индивидуального воздействия на этом этапе наиболее эффективными являются следующие:

1) совместное обсуждение с родителями хода и результатов обучения и коррекционной работы;

2) анализ причин незначительного продвижения и совместная выработка рекомендаций по преодолению негативных тенденций в развитии ребенка;

3) индивидуальные практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности с детьми, носящие коррекционную направленность (главным образом это помощь в подготовке домашних заданий, различные виды продуктивной и творческой деятельности, артикуляционная гимнастика, психогимнастика, развивающие игры и задания, поручения по дому).

Формы работы с родителями: семинары-практикумы, тематические консультации; психологические тренинги, беседы, собрания

Все эти формы работы с родителями базируются на следующих принципах:

♥ систематичность проведения;

♥ целевое планирование мероприятий;

♥ тематическая связь с родительскими запросами;

♥ ориентированность на конечную цель;

♥ учет родительских социально-психологических установок и их коррекция в ходе взаимодействия;

♥ наличие конкретного исполнителя и специалиста, ответственного за их проведение.

Важно сформировать у родителей представление о собственном ребенке как о самоценной личности, имеющей свое, особенное восприятие окружающего мира, но, как и все, нуждающейся в любви, ласке, заботе и участии.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: