Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ОПФР в условиях интегрированного обучения и воспитания

Оптимальный результат при организации образовательного процесса и социальной адаптации ребенка с ОПФР может быть достигнут только при условии тесного взаимодействия администрации УО, СППС, учителей, воспитателей, учителей-дефектологов и родителей детей.

Задачи психолого-пед.сопровождения: обеспечение доступности образования для ребенка с ОПФР, создание адаптивной образовательной среды; формирование готовности и способности всех участников образ-го процесса к взаим-ю с детьми с ОПФР; включение детей с ОПФР в взаимодействие в образ-ном пространстве.

Возможны две формы организации психолого-педагогического сопровождения детей с ОПФР в условиях интегр-го обучения и воспитания:

- в рамках деятельности СППС в УО;

- в рамках деятельности группы (ППС)психолого-педаг-го сопровождения.

Специфика организации ППС детей с ОПФР в конкретном ОУ зависит от: контингента детей с ОПФР; времени нахождения ребенка с ОПФР в УО; уровня педагогической компетентности коллектива УО в вопросах организации обучения и воспитания детей с ОПФР.

Деятельность специалистов, осуществляющих ППС обучающихся с ОПФР, может быть реализована в двух направлениях:

– профилактическое: предупреждение трудностей в адаптации и обучении ребенка с ОПФР;

– актуальное: оказание конкретной помощи специалистов ребенку с ОПФР в преодолении возникших трудностей в обучении, взаимодействии и т.д.

В УО заполняется «Диагностическая карта психолого-педагогического сопровождения» и на её основе при необходимости составляется «Индивидуальная карта психолого-педагогического сопровождения».

Деятельность специалистов СППС отражается в планах, материалах работы, отчетах и аналитических материалах.

Деятельность группы ППС (в случае ее создания) отражается в плане работы группы психолого-педагогического сопровождения детей с ОПФР, индивидуальных картах психолого-педагогического сопровождения, рабочих материалах заседаний группы, аналитическом отчете.

Задачи (функции) участников группы ППС

Администрация учреждения:

- содействует формированию позитивного отношения у всего педагогического коллектива к интегрированному обучению и воспитанию детей;

- содействует организации адаптивной образовательной среды;

- обеспечивает базовые условия деятельности членов группы (просторный кабинет для занятий учителя-дефектолога, оборудование, освещение, технические средства обучения и коррекционной работы и др.);

- анализирует эффективность провод. работы, контролирует ее организацию.

Заместитель директора по учебной работе (заместитель заведующего):

- содействует формированию поз-го отношения у всего педагогического коллектива к интег-му обучению и воспитанию детей с ОПФР;

- координирует деятельность и взаимодействие специалистов группы;

- содействует организации необходимой образовательной среды;

- содействует создан. спец-ных услов. для получен. образован. детьми с ОПФР;

- обеспечивает педагогов учебными программами и пособиями,

- анализирует деят-сть группы, результ-сть, контролирует ее организацию.

Учитель-дефектолог:

- проводит углубленное обследование детей с ОПФР;

- оказывает организационно-методическую помощь педагогическим работникам по вопросам интегрированного обучения и воспитания;

- организует взаимодействие с семьей каждого ребенка с ОПФР;

- осуществляет изучение успешности процесса коррекции недостатков развития у детей с ОПФР;

- содействует формированию толерантного отношению к детям с ОПФР;

- проводит самоанализ собственной деятельности как участника группы.

Педагог-психолог

- выявляет характер и причины нарушений поведения у ребенка, деформации личностного развития, межличностных отношений, социального взаимодействия;

- оказывает адресную помощь ребенку в преодолении выявленных проблем;

- консультирует педагогов по вопросу характера и причин проблем в поведении, личностном, социальном развитии и др. конкретных детей;

- содействует формированию толерантного отношению к детям с ОПФР;

- разрабатывает реком-ции по созданию психологически комфортной среды;

- организует взаимодействие с семьей каждого ребенка по вопросам создания условий для его полноценного личностного развития либо преодоления его нарушения;

- проводит самоанализ собственной деятельности как участника группы.

Педагог социальный:

- выявляет социальный статус семьи, ситуацию семейного воспитания ребенка;

- в случае необходимости составляет индивидуальную программу работы с семьей ребенка или с ребенком, направленную на организацию семейных взаимоотношений или решение конфликтных ситуаций;

- выявляет ситуацию внешкольной деятельности и поведения ребенка, в случае необходимости оказывает ему помощь в организации свободного времени;

- содействует формированию толерантного отношению к детям с ОПФР;

- содействует авторитету детей с ОПФР в детском коллективе за счет организации активного участия в жизни учреждения;

- содействует привлечению семьи ребенка к активному участию в жизни учреждения образования;

- проводит самоанализ собственной деятельности как члена группы.

Учитель (воспитатель):

- планирует, организует и проводит образов-ую и воспитательную работу;

- выявляет состояние сформированности различных видов деятельности ребенка, коммуникативных умений;

- выявляет особенности поведения ребенка, симптомы нарушений поведения, межличностных отношений и взаимодействия;

- организует взаимодействие с семьей каждого ребенка;

- проводит самоанализ собственной деятельности как члена группы


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: