Предисловие 3
Введение 6
1. ПРИРОДА СОЦИАЛЬНОСТИ
1.1. Проблема антропосоциогенеза 7
1.2. Человек как социальное существо 16
1.3. Социальная группа: понятие, функции, структура 30
1.4. Трудовой коллектив как особый вид малой группы 45
1.5. Общение как основа социального взаимодействия 60
2. КОНФЛИКТ КАК ОСОБАЯ ФОРМА
СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ 79
2.1. Понятие и источники конфликтов 79
2.2. Межличностные конфликты 100
2.3. Конфликты в организациях и
трудовых коллективах 114
2.4. Разрешение конфликтов 127
2.5. Предупреждение конфликтов 139
3. ЭТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
|
|
СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ 153
3.1. Понятия этики, морали и нравственности 153
3.2. Проблемы реализации этических
норм взаимоотношений в российских реалиях 162
3.3. Управленческая этика 171
3.4. Этика профессионального и делового общения 179
3.5. Основы делового и профессионального этикета 195
Библиографический список 207
ПРЕДИСЛОВИЕ
Социальное взаимодействие индивидов в различных отраслях и на разных уровнях социального взаимодействия – это одна из наиболееважных и актуальных проблем современной коммуникационной среды. Современная жизнь обогатилась целым рядом абсолютно новых способов межличностной и групповой коммуникации, начиная с сотовой связи и заканчивая взаимодействием человеческого интеллекта и нейросетями. Все это говорит о том, что назрела настоятельная необходимость провести глубокий всесторонний анализ современных способов социальной коммуникации на самых различных уровнях социального взаимодействия индивидов и групп.
Настоящее пособие ставит перед собой задачу теоретического анализа максимально возможного количества различных видов, форм и способов социальной коммуникации. Для реализации поставленной цели необходимо решить несколько задач, одной из которых является изучение психологических аспектов взаимодействия индивидов в разнообразных ситуациях. На первом месте здесь, очевидным образом, находится психология общения, то есть анализ видов, форм, механизмов, функций и барьеров общения. Именно этому посвящена первая часть настоящего пособия, в которой содержится как ретроспективный анализ основ психологического знания, так и современные представления о психике человека, а также способов его коммуникация в личностной, деловой и профессиональной среде.
|
|
Вторая часть представленного учебного пособия посвящена основным проблемам межчеловеческой коммуникации. В ней рассматриваются вопросы, касающиеся конфликтных ситуаций, возникающих как в рамках неформального взаимодействия, за рамками официальных отношений так и в профессиональной деловой среде. Отдельное внимание уделено теоретическому анализу истоков, причин и предпосылок конфликтов в организации. Также в данном разделе подробно рассматриваются проблемы, связанные с прогнозированием, предупреждением и профилактикой конфликтов.
В третьей, и заключительной части представленного пособия рассматриваются вопросы, касающиеся этики профессионального и делового общения. Также в данном разделе содержится исторический экскурс, целью которого является анализ основных философских этических концепций, оказавших наибольшее влияние на современное понимание нравственных проблем. Также, в данном разделе, описываются основные функции морали, то есть роли, которую играю нравственные ценности в контексте социального взаимодействия человеческих индивидов.
Значительное внимание уделяется проблемам этических и нравственных ценностей в профессиональной и деловой сфере. Традиционные представления о морали претерпевают в настоящее время серьезные трансформации. Еще одним фактором, осложняющим социальные взаимодействия в трудовых коллективах, является процесс глобализации, который несмотря на очевидные проблемы, все-таки продолжается. Это, в свою очередь приводит к ситуации, когда в одном социально м пространстве оказываются люди, представляющие очень отличающиеся, а зачастую, и прямо противоположные ценностно-ориентационные модели.
Именно поэтому на первый план начинают выходить вопросы, связанные с поведением человека в официальной обстановке, другими словами, вопросы этикета. Понятию этикета, истории возникновения этикетных правил и моделей поведения в самых различных ситуациях в третьем разделе уделяется особое внимание. Соблюдение этикетных норм, служащих предупреждению и профилактике потенциальных конфликтных ситуаций, оказывается часто более важным аспектом социального взаимодействия, сем вопросы, связанные с мотивацией, прибылью и эффективностью отдельных отраслей промышленности и хозяйственной деятельности человека.
В заключении подводятся итоги проведенного анализа основных проблем, возникающих при социальном взаимодействии индивидов, даются рекомендации по реализации эффективных стратегий коммуникационного взаимодействия в профессиональной и деловой среде, а также моделей поведения, позволяющих избегать конфликтных ситуаций.