Проблема антропосоциогенеза

Начиная разговор о социальном взаимодействии индивидов в различных ситуациях, прежде всего, необходимо прояснить вопрос о природе человеческой социальности. Для решения поставленной задачи нужно провести анализ проблем, связанных с происхождением человека не только как биологического вида, но и как социального существа, другими словами, осветить проблему антропосоциогенеза, то есть становления человека как социального существа.

Данная проблема имеет в своем составе две части, а именно – проблема антропогенеза, то есть возникновение человека как биологического вида «Homo Sapiens» и проблеме социогенеза, то есть становление человеческого общества и, в конечном счете, самой социальности.

Истрия анализа проблемы антропогенеза уходит своими корнями в глубокое прошлое. Действительно, с самых ранних времен обретения человеческого облика, древние люди задавались вопросом о том, кто мы, откуда взялись и каково наше предназначение. Попытки ответить на этот вопрос привели к созданию мифологического мировоззрения, в котором все происходящее объяснялось действиями неких более могущественных, по сравнению с людьми, существ – мифологических богов. Соответственно, появление человека в этом мире не являлось чем-то удивительным, так как он был лишен каких-либо выдающихся характеристик, присущих богам.

Например, у греков существовал только один древний миф о возникновении человека: рассказ о том, как после всемирного потопа, насланного Зевсом, уцелели только Девкалион и его жена Пирра (дочь Прометея). Все люди произошли от них или же возникли из камней, которые супруги бросали за спину.. Вместе с тем некоторые греческие племена считали себя «автохтонами», возникшими из земли. В частности, фиванцы думали, что они произошли из зубов убитого финикийцем Кадмом дракона, которые он посеял в землю. О самом древнем представлении о происхождении человека говорит титул Зевса – «отец богов и людей».

Существовали и другие версии происхождения людей в мифологиях других государств и народов. В общем и целом, все они имеют достаточно схожие черты – участие богов в сотворении мира и происхождение человеческого рода из природных материалов – земли (наиболее часто встречающийся вариант), камней, воды и т.п. Разумеется, в настоящее время достижения современной науки, в первую очередь антропологии, не позволяют всерьез принимать эти версии как имеющие право на объективную истину.

Следующим этапом, следующей версией появления человека стала религиозная концепция, представленная большим количеством разнообразных конфессий. Однако, надо заметить, что все теологические концепты происхождения человека связаны с идеей творения, т.е. создания человеком неким высшим, всеблагим, всемогущим существом – Богом. Из всех известных мировых религий – иудаизма, христианства, ислама и буддизма, только в последней не до конца прояснен вопрос о сущности и происхождения человека. Не подвергая сомнениям саму идею творения, ограничимся лишь констатацией очевидного факта невозможности доказательства данного постулата.

 По сути, наука прямо не отвергает принципиальную возможность творения человека из ничего. В конце концов, теория Большого взрыва, утверждающая, что все бытие возникло 13,7 млрд. лет из материальной точки, свернутой в сингулярности, тоже выглядит весьма необычно. Именно поэтому, ограничимся лишь признанием отсутствия не только самих доказательств догмата творения, но и принципиальной невозможности подобного доказательства.

Реформация в Европе в Новое Время существенно ослабила позиции и авторитет в вопросах трактовки мироустройства. Поэтому, в данный период происходит возрождение интереса к бытию человека как такового, т.е. не просто творения Бога, но и как самостоятельного микрокосма. Уже ближе к ХХ веку все большее влияние обретает идея эволюционного становления человека. Несомненно, что основной вклад в ее создание всем известный английский мыслитель Ч. Дарвин (1809–1882). Конечно, в последующем, его идеи дополнялись и совершенствовались, но фундаментальные основы эволюционной теории были заложены непосредственно самим Дарвином.

Основная идея теории эволюции состоит в том, что происхождения человека увязывается с общей эволюцией биосферы. С этой точки зрения, человек не является чем-то уникальным, так как он, как и остальные виды животных, произошел от более примитивных существ. Ключевым фактором становления человека как биологического вида послужил известный закон естественного отбора, суть которого состоит в том, что выживают только те виды, которые сумели адаптироваться, приспособиться к меняющимся условиям внешней среды. В этом смысле, все, что отличает нас от животных, т.е. прямохождение, рефлексивный разум, овладение огнем – есть лишь факторы адаптации.

Если рассматривать эволюционную теорию происхождения человека с точки зрения современного знания, то истоки возникновения человеческого вида прослеживаются примерно на 20 млн. лет назад, к проплиопитекам, затем к австралопитекам, «Homo Habilis», «Homo Erectus» и так далее, вплоть до обнаруженных в 1868 году французским палеонтологом Луи Ларте останков людей, являющихся нашими прямыми предками – «Homo Sapiens».

Конечно, и у данной концепции, при внимательном рассмотрении, обнаруживается целый ряд существенных недостатков. Конечно, главным является беспомощность данной теории в объяснении происхождения разума, такого объема и силы. Рассматривать человеческий разум, способный к предельным абстракциям и рефлексии как фактор адаптации представляется достаточно сомнительным занятием. Потребляющий огромное количество энергии всего организма, человеческий разум, постоянно находящийся в поиске новой информации, и, в конце концов, способствующий созданию новой реальности, т.е. самой социальности, в которой и обитает современный человек. Говоря уже совсем простыми словами, для выживания человека как биологического существа он попросту не нужен, т.к. он не выполняет свою задачу, он предназначен не для этого.

Также, в ряду существенных недостатков эволюционной теории, можно упомянуть абсолютную неподготовленность родившегося ребенка к жизни в дикой природе. Огромный период детства, когда маленький человеческий индивид остается беспомощным, отсутствие меха, медленная скорость etc. Пожалуй, единственным преимуществом человека, по сравнению с другими видами, является его невероятная выносливость, т.е. способность преодолевать очень большие расстояния за продолжительное время. Собственно говоря, первый вариант совместной охоты на зверей представлял собой не что иное, как постоянное преследование потенциальной жертвы до тех пор, пока она просто не падала от изнеможения.

Заметим также, с что с точки зрения теории эволюции, история становления человека не имеет линейного характера. На самом деле, как показывают археологические изыскания, существовало несколько параллельных видов, которые имели как схожие черты, так и существенные отличия. С некоторыми их них, как сегодня достоверно уже установлено, представители вида «Homo Sapiens», могли вступать в связь, от которой появлялось вполне жизнеспособное потомство. Наиболее ярки примером является наличие в геноме представителей нашего вида генов неандертальцев. С другой стороны, можно также отметить, что 98% наших генов абсолютно идентичны генам шимпанзе.

Конечно, среди всех версий происхождения человека, особое место занимает трудовая теория, которая рассматривает труд, как основной фактор в деле превращения животного в человека. В самом деле, именно способность к коллективному, целесообразному, организованному труду была и остается одним из ключевых отличий человека от животного. Помимо этого, также человек способен не только использовать предметы первой природы (это делают и некоторые животные), но и создавать орудия труда, т.е. артефакты второй природы. Если внимательно присмотреться к предметной активности животных и деятельности человека, то практически сразу же обнаруживается существенная разница в использовании предметов первой природы.

Предметная активность животных носит ситуативный, кратковременный характер, навык не закрепляется и нет никакого прогресса в использовании предметов окружающей реальности. Например, некоторые обезьяны используют камни, чтобы раскалывать панцири моллюсков, или с помощью маленьких палочек поедают муравьев, но в дальнейшем, этот навык не фиксируется ни в индивидуальной, ни в коллективной памяти, и при смене рациона полностью утрачивается.

Говоря совсем уж простыми словами, обезьяна может взять палку и добыть с помощью нее себе еду, но она не начинает ее использовать постоянно, не ведя говоря уже о совершенствовании данного инструмента. Человек же, мало того, что использует предметы окружающей реальности, он с помощью одних орудий труда начинает создавать другие орудия труда, все более усложняя процесс для достижения максимального результата.

Очевидно, что человек, лишенный преимуществ множества животных, никак бы не смог выжить в одиночку. Только совместная деятельность, совместный организованный труд мог стать и стал решающим фактором становления человека как мыслящего существа. Да, за это пришлось заплатить немалую цену, если мы вспомним о гоминидной триаде, т.е. прямохождении, развитии мелкой моторики верхних конечностей и развитии мозга. За прямохождение мы платим болезнями сердца, так как ему приходится перекачивать кровь в вертикальной плоскости на почти двухметровую высоту, также страдает и позвоночник из-за малой площади ступней и т.п. однако все это перевешивает развитие интеллекта, который позволил человеку не только прекрасно адаптироваться к меняющимся условиям внешней среды, но и создать собственную реальность, говоря словами Вернадского, «ноосферу», в которой мы и живем по настоящее время.

При всей очевидности колоссальной роли труда в деле становления человека, у этой теории также имеются слабые места. Во-первых, на палеолитических стоянках древних людей далеко не всегда обнаруживаются орудия труда, в отличии от предметов, олицетворяющих различные сакральные практики. Во-вторых, эволюция орудийной деятельности представляет собой скачкообразный процесс. Если форма каменного топора изменилась с прямоугольной на треугольную за примерно 1 миллион лет, то дальше дело пошло несколько быстрее. И, наконец, возникает вопрос – почему, среди огромного разнообразия различных видов, только один вид ухитрился додуматься использовать предметы окружающей природы в своих целях?

Более того, использование, изготовление и совершенствование орудий труда привело, в конечном итоге, к созданию абсолютно иной, по сравнению с природной, реальности, своеобразной «техносферы». На данный момент времени прогресс в этом направлении уже начинает беспокоить отдельных представителей человечества. Нейросети, самообучающиеся программы, андроиды и т.п. уже перестали быть выдумкой фантастов. Опасность видится не столько и не столько в том, что произойдет условное «восстание маши», сколько в угрозе экономической безопасности, ведь если роботы заменят людей практически во всех сферах жизнедеятельности общества, то что остается делать последним?

И, наконец, нельзя не упомянуть достаточно экзотическую, но, тем не менее, имеющую не меньше прав на существование, чем другие теории антропосоциогенеза, версию происхождения человека, увязывающую историю его становления с влиянием внеземных цивилизаций. Наиболее популярной, в данном контексте, является теория палеоконтакта, т.е. воздействие инопланетного разума на биологический вид в глубокой древности. Согласно этой концепции, человек и его разум не является результатом воздействия суммы случайных факторов, непредсказуемых мутаций и уникальных обстоятельств. В данном случае человек есть результат целенаправленного воздействия на него неких внешних сил.

Несмотря на очевидную фантастичность подобной версии (пока никаких достоверных следов не то, что разумной, но и просто жизни во Вселенной не обнаружено), заметим, что ни один серьезный ученый никогда не отвергал принципиальную возможность подобного сценария происхождения человека. На самом деле, если подойти к данной теории беспристрастно, то можно увидеть, что та звезда, благодаря которой и возможно наличие жизни, не представляет собой чего-то уникального.

 Речь, конечно, идет о Солнце, которая, согласно принятой в астрономической науке классификации относится к классу небольших звёзд главной последовательности, имеющих массу от 0,8 до 1,2 массы Солнца и температуру поверхности 5000—6000 K, так называемым «желтым карликам». Галактика, в которой мы живем (Млечный путь), имеет близкого родственника, соседнюю с нами Туманность Андромеды. Исходя из простой логики и теории вероятности, (особенно учитывая постулат о бесконечности Вселенной), можно с большой степенью уверенности предполагать наличие схожей с нами формы жизни на других планетах, в других солнечных системах и галактиках.

Правда, наличие потенциальной возможности жизни на других планетах все равно не дает ответа на вопрос о происхождении разума, который является ключевым в прояснении природы человека, а, следовательно, и его социальности. Наверное, уместнее было бы проблему вопрос рациогенеза, то есть происхождения человеческого разума как уникального атрибута не только человеческого бытия, но и мира в целом.

Подводя итог анализу различных версий и теорий антропогенеза, можно предположить, что существует некоторая вероятность правдивости всех версий. На самом деле, ничего не мешает объединить все, или, по крайней мере, большую часть в единую инвариантную теорию. Допустим, что изначальный импульс становления и развития как бытия в целом, так и человечества в частности, был задан неким непостижимым для человеческого разума способом («неисповедимы пути господни»), а затем уже начали действовать законы эволюции, различные мутации etc. Разумеется, в этом случае придется решать вопрос предопределенности и смысла существования человека, но и с эту сложность возможно обойти, если не стоять на позиции совсем крайнего детерминизма.

Остается только еще раз указать на нерешенность проблемы возникновения и развития человека и его разума. При этом, также очевидным является факт существования человека в его современном виде, с его сложным внутренним миром и психическим складом личности. Более этого, человеческие индивиды находятся в процессе постоянной коммуникации и взаимодействии друг с другом, решая постоянно возникающие проблемы и все более сложные задачи. В этом случае речь уже идет о человеке не только как природном и философском феномене, но и как о субъекте социально деятельности, действия которого находятся в непосредственной зависимости от различных социальных групп, организаций и социальных институтов, а также более масштабных социальных сообществ. В таком случае, нужно вести речь уже о социогенезе, т.е. происхождении общества и антропосоциогенезе, т.е. становлении человека как существа социального, общественного.

Однако рамки представленного пособия не дают нам возможности углубляться в антропологический и философский аспекты данной проблематики. Поэтому, оставляя за рамками вопросы происхождения человека, его разума и социальности, обратимся к анализу этих явлений, которые существуют в нашем мире.

 

Контрольные вопросы:

1. В чем суть проблемы антропосоциогенеза?

2. Что такое антропогенез и социогенез

3. Назовите и охарактеризуйте основные версии антропогенеза?

4. В чем основная проблема теологических версий происхождения человека?

5. Раскройте содержание теории палеоконтакта, ее сильные и слабые стороны.

6. Назовите и раскройте содержание эволюционной теории возникновения человека.

7. Каковы основные недостаток эволюционной версии антропогенеза?

8. Какую роль сыграл труд для становления человека как разумного существа? Что такое гоминидная триада?

9. Попробуйте предложить свою версию появления человека на планете Земля.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: