Социальная группа: понятие, функции, структура

В настоящее время на планете Земля проживает около 8 миллиардов человек, что, конечно, не делает нас самый многочисленным видом, но, по крайней мере, весьма заметным. Это огромное количество человеческих индивидов объединены более чем в 20 миллионов различных групп, сообществ и других социальных общностей. Эти социальные группы играют колоссальную роль, как в жизни отдельного человека, так и общества в целом, напрямую определяя вектор индивидуального и общественного развития.

Сегодня, только родившись, человек уже оказывается включенным в сеть социального бытия, автоматически становясь членом большого количества социальных групп. Дело в том, что каждому последующему поколению человеческих индивидов не приходится заново формировать социальность. Человек с момента рождения уже находится в сформированной социальной среде, знания о которой транслируются через поколения, благодаря наличию языка. Подобного механизма накопления, хранения и трансляции знаний нет ни одного из известных видов животных.

В современной гуманитарной науке, изучающей социальные группы можно насчитать более 400 различных определений социальной группы. В первую очередь, наличие такого большого количества определений связано со сложностью самого феномена. При этом, большинство определений фиксируют схожие признаки, которые являются маркерами для отнесения того или иного сообщества индивидов к социальной группе. Если выделять наиболее значимые признаки социальной группы, то наиболее часто упоминаемыми являются:

1. Идентификация, идентичность, т.е. осознание члена социальной группы своей принадлежности к ней, а также формирование определенной системы взаимодействия и взаимоотношений внутри социальной группы.

2. Социальная структура, включающая в себя групповую иерархию, распределение обязанностей, и такие элементы как стиль лидерства и руководства, система внутригрупповой коммуникации и т.п.

3. Потенциальная способность членов социальной группы быть вовлеченными в целенаправленные организованные совместные действия, задачей которых является удовлетворение индивидуальных потребностей участников данной группы.

Таким образом, опираясь на вышеперечисленные признаки, становится возможным сформулировать определение социальной группы, которое было бы максимально подходящим для подавляющего большинства подобных общностей. Социальная группа – это достаточно стабильная социальная общность, выделяемая на основе необходимых и достаточных признаков, члены которой находятся в системе взаимосвязанных отношений. Естественно, что подобное определение социальной группы, впрочем, как и любое другое вряд ли может претендовать на статус единственно возможного, однако в нем содержится некий инвариант, который делает его применимым к максимально большому числу социальных общностей, которые обозначаются как социальные группы.

Социальные группы возникли и появились далеко не сразу и не в том виде, в котором они существуют в настоящее время. По мере расширения ареала человеческого обитания, и роста численности человеческих индивидов, а главное, появление земледелия, которое привязало человеку к одному месту, возникла необходимость в новых формах организации человеческих сообществ. Если первые сообщества людей редко достигали численности 30 человек, что связано с возможность координации поведения и деятельности членов данных сообществ без сложной системы управления (в школьном классе не случайно в среднем 30 человек), то рост количества членов сообщества вызвал к необходимости формирование более сложных социальных систем.

Таким образом, в современной социальной науке принято выделять два основных вида социальных групп – большие и малые. Большие социальные группы – это многочисленные социальные общности, основанием для выделения которых служат расовые, национальные, культурно-исторические, конфессиональные, экономические и тому подобные признаки. Например, если в качестве основания классификации, мы берем формальное членство в политической партии, то все зарегистрированные в рамках соответствующего закона организации, являются большими социальными группами. Основанием для классификации может служить и возраст и тогда мы получаем такие социальные группы, как молодежь, пенсионеры и т.д.

Выделение больших социальных групп, в первую очередь, обусловлено исследовательскими задачами или задачами статистики. Индивиды, являющиеся членами больших социальных групп, не имеют межличностных отношений, могут за всю жизнь ни разу не встретиться и вообще не подозревать о существовании друг друга. Разумеется, невозможны никакие социальные эксперименты с такими масштабными по численности социальными группами, хотя, в истории известны случаи, когда такие условные эксперименты проводились с целыми народами. Например, очень своеобразные и жестокий политический режим был установлен в Кампучии (современной Камбодже) в 60-х годах XX века. Надо сказать, что попытка отказаться от внешнего влияния, в первую очередь, от западного, привела к тотальному голоду и уничтожению огромного количества людей (точные цифры до сих пор не известны). Конечно, такие людоедские эксперименты все-таки редкость, и уж тем более, их проведение не преследовало научно-исследовательских целей. Однако для демографической науки, социологии и других социальных наук, выделение в качестве операционного субъекта больших социальных групп имеет немаловажное значение, существенно облегчая исследование основных структур социума.

Социальные группы возникаю в социальном пространстве разными способами. Некоторые группы возникаю в ходе общественной эволюции, социального прогресса, т.е. появляются под воздействием объективных обстоятельств. В таком случае обычно выделяют следующие:

- группе, возникающие на основе разделения труда, когда происходит усложнение трудовых отношений, появляется специализация профессиональной деятельности, а также выделяется умственный труд. в качестве примера таких больших социальных групп можно привести рабочий класс, ученых, преподавателей и т.п.;

- группы, которые возникли на базе единства территории проживания, общности языковых диалектов, социокультурных особенностей. к ним относятся этносы, нации, народности и т.д.;

- социально-демографические группы, основанием для выделения которых служат демографические признаки, такие как пол, возраст, тип семейных отношений;

- собственно территориальные группы, выделение которых происходит на основе конкретной территории проживания, т.е. регион, город, деревня.

Для исследования основ социального взаимодействия индивидов гораздо более значимы малые социальные группы, так как с самого первого момента своего появления на свет, современный младенец уже сталкивается с их представителями. Это такие группы как семья, группа детского дошкольного образовательного учреждения (детского сада), школьный класс, компания приятелей и т.п.

Однако существенное количество социальных групп появляются благодаря сознательным целенаправленным усилиям людей. Например, общественные движение, различные молодежные объединения, такие как студенческие отряды, религиозные организации, секты, политические партии и т.п. В основном таким путем возникаю и малые группы, хотя их образование может быть также обусловлено и объективными обстоятельствами.

Малая социальная группа немногочисленна по своему составу, обычно не превышает 30 человек. Но количество индивидов в малой социальной группе далеко не главный ее характеризующий признак. Основными признаками малой социальной группы являются:

- общая социальная деятельность;

- возникновение межличностных отношений;

- непосредственный контакт между всеми членами группы;

- выработка групповых ценностей и норм поведения;

- наличие лидера и определенной структуры.

Таким образом, малая социальная группа – это немногочисленная группа индивидов, члены которой объединены общей социальной деятельностью, находятся в непосредственном взаимодействии друг с другом, способствуют выработке эмоциональных отношений, формированию групповых норм и управлению групповыми процессами.

Малые группы, по отношению к человеку, могут быть рефератными и нереферентными. Референтные малые группы реализуют своеобразную функцию социального сравнения, так представляют собой источник как негативных, так и позитивных моделей поведения. Также рефератные малые группы являются источником норм поведения и правил взаимодействия и коммуникации индивидов. Таким образом, в референтной малой группе ее участники находят для себя образцы для подражания, групповые ценности, нормы и стереотипы поведения становятся для индивида максимально значимыми, определяя его отношение к другим группам и индивидам. Естественно, что референтная малая группа оказывает решающее воздействие на картинку поведения индивида в цело, так как человек начинает соотносить свои поступки с групповыми нормами и ценностями. Например, известен один очень показательный эксперимент, который провел школьный учитель в одной из школ США. На тот момент времени они изучали авторитарные общества, авторитарный стиль управления и авторитаризм в целом. В качестве одного из примеров было выбрано немецкое общество времен Третьего Рейха. У учеников возник закономерный вопрос – как такое цивилизованное общество, обладающее высокоразвитой культурой, за очень короткое время, умудрилось скатиться до практически пещерного национализма.

Учитель предложил ученикам создать свою социальную группу со всеми ее признаками в виде некоторой идеологии (определенного несложного набора ценностей), социальными фильтрами в виде определенной одежды и т.д. Надо сказать, что деятельность данной группы оказалось столь яркой, что этот факт стал всемирно известен, и на по мотивам этих событий был снят художественный фильм «Волна» (второе название – «Эксперимент 2». Самое любопытное, что даже в этой группе нашлись свои ренегаты и еретики, что едва не привело к достаточно печальным последствиям. Главное, что стоит отметить – это колоссальное влияние группы на психику и поведение индивида. Под воздействием группы человек может не только видоизменять свои поведенческие характеристики, но и менять свои базовые личностные ценностные установки, хотя это случается и не так часто.

Малые группы могут быть как формальные, так и неформальные. В первом случае формальная малая социальная группа имеет нормативно закрепленную структуру, а также формального руководителя, назначенного или выбранного. Члены подобной социальной общности имеют закрепленные в юридическом праве права и обязанности, и соответствующую ответственность за свои деяния. Примерами такого рода социальных групп являются армейское подразделение, трудовой коллектив, семья и т.п.

Неформальная малая социальная группа не имеет юридической, жестко закрепленной структуры, также в данной группе нет формального руководителя, и главной характеризующей чертой такой группы является устоявшаяся система социального взаимодействия и коммуникации, основанная на межличностных внтуригрупповых контактах.

Малые социальные группы всегда играли и продолжают играть важнейшую роль как для отдельного индивида, так и для общества в целом. Можно выделит основные функции социальных групп:

1. Социализация. Процесс превращения биологического индивида, которым с момента рождения является человек в полноценное социальное существо, т.е. самостоятельную дееспособную и разумную личность. Процесс социализации невозможен без коммуникации с такими социальными субъектами как социальные группы. При этом, важно отметить, что социализация индивида не связана с уровнем образования и эрудицией индивида. История науки имеет немало примеров ученых – отшельников, которые, по самым разным причинам, не контактировали практически с внешним миром, и, тем не менее, оставили заметный след в истории науки. Похожая ситуация складывается сегодня и у некоторых школьников, которых часто презрительно называют «ботанами», «заучками», «нердами» и другими нелестными эпитетами. Не в последнюю очередь это связано с нарушениями в процессе социализации у таких людей.

2. Социальная регуляция. С помощью социальных групп осуществляется воздействие на тех индивидов, поведение и поступки которых идут вразрез с общепринятыми нормами и ценностями данного социума. Например, в Китае, до последнего времени было немыслимо, что, оставаясь в пределах одного социального пространства, более молодой человек сидел бы в присутствии более возрастного. Разумеется, основы такого поведения начинают закладываться еще в семье и затем на протяжении всего времени, когда человек входит в различные социальные группы.

3. Информационная. В современном мире существует масса способов получения информации, однако одним из самых распространенных остается получение информации от членов своих сообществ, социальных групп. На самом деле, от кого, как не от членов трудового коллектива узнаются первые новости о смене руководства повышении заработной платы, переходе на новую систему оплаты труда и т.д.

4. Коммуникативная. Социальные группы предоставляют человеку большое пространство для общения с себе подобными удовлетворяя таким образом одну из ведущих потребностей в жизни человека – потребности общения. Здесь человек получает навыки коммуникации, у него формируется свой неповторимый уникальный опыт, опираясь на который, в дальнейшем, он становится способен более эффективно взаимодействовать с другими индивидами.

5. Консолидирующая. С момента своего возникновения, человечество функционировало в сообществах, так как именно здесь становится возможным, пусть и примитивная, но все же требующая коллективных усилий деятельность. Более того, занимаясь совместной социально полезной деятельностью, люди обретают чувство защищенности, уверенности в своих силах и поддержке членов своей группы.

Конечно, можно еще выделить отдельные функции, выполняемые социальными группами, но вышеперечисленные функция являются основными определяющими для роли социальных групп в жизни отдельного человека и всего социума в целом.

Структура социальных групп может быть весьма разнообразной, но все-таки возможно выделить некоторые структурные элементы, которые являются ключевыми для описания социальной структуры группы. Основными характеристиками, определяющими положение человека в группе, являются позиция, статус, внутренняя установка и роль.

1. Позиция определяет официальное положение человека в группе. При этом, надо понимать, что официальное положение индивида в данной конкретной группе может и не соответствовать реальному положению дел. Например, в знаменитой книге Ильфа и Петрова «Золотой теленок» описывается создание коммерческой организации под названием «Рога и копыта» Эта организация была создана для прикрытия основной деятельности, чет-то напоминала современные фирмы-однодневки. Но, поскольку она имела официальный юридический статус, то ей полагался и председатель, т.е. главный человек в фирме. Этим председателем стал человек по фамилии Фунт, основным заработком которого являлось сидение в тюрьме по обвинению подобных организаций в незаконной деятельности. Таким образом, хотя позиция в фирме «Рога и копыта» зицпредседателя Фунта была формально самой высокой, на деле же он не принимал никакого участия в делах фирмы и естественно, не мог принимать никаких управленческих решений.

2. Статус – это реальное, настоящее положение индивида в системе внутригрупповых отношений, т.е. показатель реальной авторитетности человека для всех остальных членов группы. Индивид с высоким статусом может занимать высокую позиции в группе, но его реальный авторитет и влияние на группу в целом может быть очень серьезным. Такое нередко встречается в политической истории, когда, в силу самого разного рода обстоятельств, возникает феномен так называемого «серого кардинала», когда человек может вообще не занимать никакой значимой позиции в социальной группе, но при этом все рычаги управления и воздействия на группу будка сосредоточены именно у него.

3. Внутренняя установка является субъективным, личным восприятием человека своего положения в данной социальной группе. Человек может быть официальным руководителем группы и ощущать себя ее лидером, но не быть таковым на самом деле. И хотя челны группу будут изображать ритуальное подчинение, на деле все решения будут либо прямо саботироваться, либо члены групп будут стараться уклониться от выполнения распоряжений. Достаточно часто такое происходит в армейских коллективах, когда командир плохо знаком с реальной ситуацией во вверенном ему подразделении и фактическое управление армейским коллективом переходит к неформальным лидерам с более низкой позицией. Это порождает различные негативные явления современной армии такие как «дедовщина», «казарменное хулиганство», «неуставные отношения и т.д.

4. Роль. Под ролью индивида в социальной группе понимается нормативно заданный и одобряемый всеми членами группы образец поведения конкретного индивида. Роль может определяться официальной должностью, а может выбираться самим членом группы произвольно, например, роль «шута», «козла отпущения». Кстати, в армейских коллективах нередки случаи, когда солдат, не сумевший добиться высокого статуса в группе, и оказавшийся на самой низкой ступени социальной иерархии, выбирается в качестве ответственного за все проступки, совершаемые его сослуживцами. При этом, командиры из офицерского состава, как правило, понимают реальное положение дел (ну не может один человек совершать такое количество нарушений), но, тем не менее, оказывается проще его наказать, чем реально менять положение дел в подразделении.

Однако роль индивида в социальной группе не обязательно носит принудительный характер, человек может и вполне сознательно избрать для себя роль своеобразного «шута», который, например, в школьном классе постоянно испытывает терпении учителей своими выходками. При этом, можно наблюдать следующий феномен, когда внешняя картинка поведения, т.е. роль начинает постепенно становится чертой личности такого индивида, и избавиться от нее становится очень непросто. Известны такие феномены как «синдром троечники» и «синдром отличника», когда роль определяет отношение учителей к данному ученику через призму его социальной роли. При этом, когда бывший троечник резко меняет свое отношение к учебе, еще довольно продолжительное время он получает заниженные оценки, как раз по причине того, что его поведение перестает соответствовать его бывшей социальной роли.

Структура социальной группы, как правило, подразумевает под собой социальную иерархию вертикального типа. Хотя, если говорить о начальных стадиях зарождения социальности у первых людей, то там как таковая иерархия, по крайней мере, в современном смысле этого слова, отсутствовала практически полностью. Но, как теперь хорошо известно антропологам и палеонтологам, первые сообщества индивидов представляли собой просто большие семьи, где все были более-менее близкими родственниками. И, как и в современной семье, понятие, кто главенства носить, в значительной мере, условный характер.

По мере роста численности социальных групп, связанного с переходом к земледелию и оседлому способу ведения хозяйства, социальная иерархия принимала все более сложные формы. Здесь в социальных общностях уже сосуществуют индивиды, которые не только не являются кровными родственниками, но и вообще могли не встречаться друг с другом на протяжении всей жизни. Но управлять-то таким сообществом как-то надо. Поэтому очень быстро, по историческим меркам, начинает формировать социальный институт вождей, появляется бюрократия, публичная власть и прочие радости современной социальной системы.

 Естественно, главным персонажем в племени становится личность самого вождя, а в современных социальных группах личность лидера или руководителя. Поскольку, как известно, социальные группы могут быть как формальные, так неформальные, то очевидно, что в компании друзей, например, просто по определению не может существовать официального руководителя. Однако, практически в любой социальной группе есть неформальный лидер, который может являться официальным руководителем, но вполне может и не быть таковым. Если руководитель выбирается или назначается, т.е. существует официальная легитимная процедура, и при этом он несет юридическую ответственность за функционирование группы, то лидером становится только тот, за кем группа признает такое право.

Выдвижение в лидеры социальной группы – процесс стихийный и зависит, в первую очередь, от вклада человека конкретной социальной группы в ее деятельность. Чем больше этот вклад, тем с большей вероятностью такой индивид превратится в лидера группы. То есть, чем большую пользу приносит член данной группы, тем больше у него шансов занять лидирующую позиции. Как правило, лидер группы обладает определенным набором личностных качеств и характеристик, которые делают его более подходящими на эту роль, но ключевым все-таки остается вклад в деятельность социальной группы. 

В качестве примера выдвижения в лидеры можно привести историю нашего аса времен ВОВ Покрышкина А.И. Он изначально не обладал каким=то стартовыми преимуществами, но с самого первого воздушного боя проявлял все больше умения и постепенно его начли прикрывать, сначала одним самолетом, потом двумя, а в конце Великой Отечественной Войны он шел на боевой вылет уже под прикрытием целой эскадрильи.

Таким образом, из всего вышеизложенного мы можем сделать вывод о том, что, по своей сути, руководство — это феномен социальный, а лидерство феномен психологический. Это означает что представитель конкретной социальной группы может стать ее лидером только в том случае, если группа признает его в качестве такового. Поэтому лидер – это такой член данной социальной группы, за которым остальные ее члены признают право принимать ответственные решения в значимых ситуациях.

Лидеры и руководители используют различные способы и формы управления социальными группами. Принято выделять несколько стилей руководства и лидерства, основные из которых мы рассмотрим ниже.

1. Авторитарный стиль. В этом случае наблюдается ярко выраженная властность руководители или лидера, основным принципом управления является единоначалие, при постоянном и систематическом контроле за действиями подчиненных. Как правило, такими лидерами становятся люди с ярко выраженными харизматическими чертами личности. Достоинствами данного стиля является возможность быстро принимать решения, что особенно актуально, если ситуация очень быстро меняется. Также такой стиль демонстрирует свою эффективность, если необходимо за короткое время добиться какого-то существенного увеличения эффективности деятельности. однако обратной стороной является подавление инициативы подчиненных, так как такой руководитель принимает все решения самостоятельно, не учитывая мнения остальных. Другими словами, максимальная эффективность этого стиля достигается на коротких дистанциях и в сложных ситуациях, когда необходимо совершить какой-либо рывок и быстро достигнуть прогресса за короткий срок.

Пожалуй, наиболее наглядным примером, является личность сингапурского руководителя Ли Кван Ю, который за короткое время смог превратить свою страну и практически патриархальной деревни, где еще 40 лет назад люди жили в хижинах, покрытых соломой, в наиболее процветающее государство юго-восточной Азии. Но достигнуто это было отнюдь на самыми приятными методами. Как известно, в Сингапуре и по сей день существует одно из самых жестких законодательств, где за малейшее нарушение предусмотрены жестокие санкции.

2. Попустительский (либеральный) стиль. Название стиля связано с его характерными особенностями, под которыми понимается практически полное отсутствие вмешательства руководителя в ход рабочего процесса. Необходимо уточнить, что термин «либеральный», в данном конкретном случае, не имеет политического окраса, а просто отражает содержательную сторону такого типа лидерства. При использовании данного стиля руководитель почти полностью уклоняется от выполнения своих обязанностей, поэтому дела в группе пускаются на самотек, все вопросы внутригрупповой жизни члены социальной группы решают самостоятельно. На первый взгляд может показаться, что данный стиль наиболее проблемный с точки зрения организации коллективной деятельности. Однако, существуют определенные задачи и цели, когда группа или трудовой коллектив не нуждается в постоянном контроле и прямом руководстве. Чаще всего это связано с решением творческих задач, которые требуют значительных интеллектуальных усилий. В самом деле, невозможно, используя авторитарный стиль, приказать ученому совершить открытие к конкретному числу. Также, если вмешиваться в процесс создания, например, логотипа какой-то компании, то результат может оказаться более, чем плачевным. Поэтому, несмотря на очевидные недостатки данного стиля, право на существование он все-таки имеет.

3. Демократический стиль. В данном случае руководитель считается с мнением группы, решения принимаются коллегиальным путем, учитываются интересы всех членов группы. Однако понятно, что это только модель, некий «идеальный тип», говоря словами немецкого социолога М. Вебера. На практике реализация данного стиля сталкивается с многочисленными трудностями. Во-первых, далеко не всегда все члены группы или трудового коллектива владеют полной информацией о реальном положении дел. Именно поэтому на первые план выходят свои собственные цели-ориентации, когда работники стремятся, если не улучшить сове положение, то хотя бы сохранить статус-кво. Во-вторых, коллективное принятие решений требует значительного количества времени для согласования всех возможных интересов, как личных, так и групповых. А такого количества времени может элементарно не быть, так как появившиеся проблемы требую немедленного вмешательства.

На практике все вышеперечисленные стили в их чистом, рафинированном виде встречаются достаточно редко. Обычно реализуется их некая комбинация, что, собственно говоря, и отличает хорошего руководителя от плохого. Хороший руководитель умело комбинирует вышеописанные стили, т.е. ведет себя в разных ситуациях по-разному, гибко меняя линию поведения и стратегию взаимоотношений в зависимости от сложившейся ситуации и обстановки в социальной группе или трудовом коллективе.

 

Контрольные вопросы:

1. Что такое социальная группа?

2. Как возникают социальные группы?

3. чем отличаются большие и малые социальные группы?

4. Назовите и дайте краткую характеристику основным видам социальных групп.

5. Опишите основные функции социальных групп.

6. Назовите и дайте краткую характеристику основным структурным элементам социальной группы.

7. В чем отличие понятий лидерства и руководства?

8. Дайте краткую характеристику основным стилям лидерства и руководства социальными группами.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: