2.1. Утопические учения XVI – XVIII веков
- собственно, главное
(человек как вид на любом этапе развития стремится к справедливости, но конкретный человек вспоминает о ней чаще тогда, когда вот лично с ним обращаются явно несправедливо)
- требование общественной собственности на СП восходит к «Утопии» Мора (1516), и собственность там даже действительно общественная, а не общинная (централизованная организация труда), ТДО в Утопии ликвидированы, вводится идея о преодолении противоречий между городом и деревней; но в остальном «Утопия» по-прежнему патриархальна, то есть отсылает к мифическому светлому прошлому, а не к светлому будущему
- у Кампанеллы в «Городе Солнца» (1602) добавлены научная организация общества, личностное развитие и ликвидация семьи
(Википедия уточняет, что общество при этом теократическое, а «научная организация» де-факто являет собой некий сплав науки, магии и религии)
- английский утопист Джерард Уинстэнли в «Законе свободы» (1652) сделал акцент на уравнивании прав граждан и ликвидации бедности, склонился от теологии к рационализму и в период Английской буржуазной революции впервые пытался связать утопию с реальной практикой, возглавляя политическое движение «истинных левеллеров», или «диггеров», с соответствующей идеологией и требуя принятия соответствующих законов для её проведения в жизнь
|
|
(интересно, что авторам учебника дата смерти Уинстэнли неизвестна, и они ставят «ок. 1652» вместо «1676»)
- французский священник-утопист Жан Мелье незадолго до смерти (1729) написал сочинение «Завещание», в котором пришёл к выводу о необходимости революционного переустройства общества угнетёнными массами (крестьянством) и добавил в копилку утопического социализма интернационализм и атеизм
- ещё один французский утопист Этьен-Габриэль Морелли в 1750-х годах разработал мысль об «испорченности исходно правильного человека частной собственностью» и принцип «от каждого по способностям»
- новая попытка перейти от теории к практике связана с ВФР: в предреволюционный период – комплекс идей Габриэля Мабли о ликвидации частной собственности и восстановлении «естественного равенства», в революционный – деятельность крайнего левого крыла революционеров (в качестве главного примера учебник называет Бабёфа с идеей революционной диктатуры трудящихся как средства установления социальной справедливости)
2.2 и 2.3. Утопический социализм XIX века в Европе, России и вообще
- последний этап утопического социализма связан с окончательным переходом к капиталистическим отношениям, стремительным ростом промышленности и выходом на передний план буржуазии и пролетариата; такие мыслители, как Сен-Симон, Фурье, Оуэн разрабатывали переход к справедливому обществу уже от этих новых реалий, но, отказавшись от пункта о революционной смене строя, оказались скорее Мором и Кампанеллой нового витка исторического развития; Сен-Симон стал автором второй половины главного принципа социализма («каждому – по труду»), Фурье разработал идеи о превращении труда из проклятья человека в удовольствие и творчество, Оуэн безуспешно экспериментировал с коммунами внутри капиталистического строя
|
|
- с утопическим социализмом в России понятно – Радищев, левые декабристы, революционные демократы (Белинский, петрашевцы, Герцен, Чернышевский, Добролюбов), революционные народники 1870-х; с одной стороны, все они понимали ключевую роль революции для смены строя, с другой – страдали при этом пристрастием к реакционному идеалу крестьянской общины в той или иной форме
- затем учебник перечисляет всевозможных национальных революционных деятелей и в конце концов не очень внятно приравнивает друг к другу «утопический социализм» образца XIX века, «революционный демократизм» и современные «идеи национально-освободительных движений» в общем статусе непосредственных исторических предшественников марксизма на любой национальной линейке
(это, пожалуй, в известной мере верно, но хотелось бы увидеть детальную разработку)
2.4. Историческое место утопического социализма
- исторически утопический социализм рассматривается как основной источник идей для марксизма
(и вот тут-то будет уместно отметить, что и в философскую базу следовало бы утрамбовывать прежде всего эти идеи, разработав их детальнее и лучше, а не тащить туда гегельянскую труху)
- главный идейный порок утопического социализма – неспособность рассмотреть ведущую революционную роль пролетариата, а также (что, по-моему, куда важнее) непонимание роли экономического механизма общества и принципов его функционирования
- утопический социализм на марксистском этапе становится реакционным, однако будет оставаться популярным до тех пор, пока существует его социальная база в лице мелкой буржуазии
(а я добавлю – и вообще любого непросветлённого угнетённого класса, включая, о ужас, и пролетариев)