Вопросы к экзамену «Психодиагностика» (для очной, очно-заочной и заочной форм обучения)

 

Вопросы на оценку знаний:

1. Вербальные и невербальные методы психодиагностики.

2. Дискриминативность тестовых баллов.

3. Классификации методов практической психодиагностики.

4. Малоформализованные и высокоформализованные тесты.

5. Норма как отсутствие отклонений и как идеальное психическое здоровье

6. Общая характеристика видов валидности

7. Определение, предмет и задачи психодиагностики

8. Основные этапы в истории психодиагностики

9. Подходы к пониманию нормы в психодиагностике

10. Понятие валидности. Способы определения валидности

11. Понятие психодиагностической ситуации. Виды психодиагностических ситуаций

12. Понятие статистической нормы

13. Правила разработки комплексов психодиагностических методик

14. Проблемы измерения в психологии

15. Профессионально-этические правила интерпретации и использования результатов психодиагностики

16. Психодиагностика как научная дисциплина

17. Психодиагностика как практическая деятельность

18. Психодиагностическое заключение как результат деятельности практического психолога

19. Психометрические требования к диагностическим методикам.

20. Репрезентативность тестовых норм.

21. Способы ответа на поступивший запрос.

22. Структура психодиагностики и ее виды.

23. Субъекты психодиагностической деятельности

24. Типы шкал измерений

25. Уровни постановки психологического диагноза по Л.С. Выготскому

26. Функции психодиагностики

27. Характеристика проективных методов диагностики

28. Этические требования к работе психолога-диагноста

29. Анализ продуктов деятельности как метод психодиагностики.

30. Этапы психодиагностического исследования.

 

Вопросы на оценку умений:

1. Какие методики могут быть использованы школьным психологом для выявления причин сложных и порой конфликтных отношений в педагогическом коллективе, но так, чтобы проводимая диагностика не вызвала отрицательного отношения педагогов и не ухудшила взаимоотношения в коллективе.

2. Психолог должен разработать программу тренинга личностного роста. Какие диагностические методики могут быть полезны?

3. Пациентка В., 27 лет, психолог, обратилась по поводу постоянных конфликтов с мужем, в результате которых у неё развивается крик, продолжительностью 1-2 минуты, который она не может сдерживать. Понимает, как специалист, что сама провоцирует конфликты, так как при общении с мужем растет беспричинная раздражительность на него, и она также не может себя контролировать. Подобное поведение было и в первом браке, которое и привело его к разрыву. Сейчас боится, что распадется и второй брак. Проведите анализ ситуации, выберите тактику психодиагностики.

4. Школьному психологу поступил запрос о составлении индивидуальных психологических карт на учащихся. Какие методики будут при этом использоваться?

5. Какие методики могут быть использованы для определения возможности человека работать в службах визуального контроля (охрана, таможенный досмотр и др.)?

6. Какие методики могут помочь рекрутеру отобрать несколько претендентов для замещения должностей секретарей-референтов в крупной международной компании?

7. Какие методики могут быть использованы для определения состояния летчиков перед полетом?

8. Какими качествами должен обладать студент психологического факультета? Какие методики можно использовать при отборе абитуриентов?

9. Какие методики могут помочь может использовать школьной психолог для диагностирования причины конфликта между учениками 9 класса?

10. Организация дала психологу заказ изучить профессиональную деятельность инженера по технике безопасности. Какие методы будет использовать психолог для изучения трудовой деятельности?

11. Пациент Г, 61 год, обратился по поводу постоянных головных болей, бессонницы. Страдает давно, около 10 лет, отрицает наличие эмоционально-значимых событий в это преиод. Обследовался у невролога – поставлен диагноз – дисциркуляторная энцефалопатия, но терапия, назначенная неврологом, не помогла. Женат, отношения с женой называет нормальными, старается уйти от этой темы. Однако в речи – стигмы неудовлетворенности интимной жизнью («идеально все равно никогда не будет»). Работает преподавателем в техническом университете, себя считает излишне ответственным, сетует, что «ничего уже не поделаешь». Выберите и обоснуйте тактику психодиагностики.

12. На консультацию пришли супруги, близкие к разводу. Какие методики позволят выявить их личностные особенности и особенности их отношений для предотвращения развода и почему именно они?

13. Молодые супруги обратились в психологическую консультацию с жалобой на несложившиеся отношения с родителями обоих супругов. Какие методики позволят выявить их личностные особенности и особенности их отношений (для улучшения взаимоотношений с родителями)? И почему именно они?

14. Какие методики можно использовать для отбора специалиста по рекламе и почему именно их?

15. Какие методики могут помочь провести отбор среди претендентов на руководящие должности производственной фирмы?

16. Какие методики могут быть использованы для определения качества отношений в парах «мама-ребенок» или «ребенок-педагог»?

17. Какие методики могут быть включены в тестовую батарею для проведения профориентации людей с ограниченными возможностями?

18. Какие методики позволять дать прогноз эффективности работы коллектива под руководством нового руководителя?

19. Мама обратилась в психологическую консультацию с жалобой на плохие отношения со своим ребенком (дошкольного возраста). Какие методики – для мамы и для ребенка – позволят выявить их личностные особенности и особенности их взаимоотношений (для улучшения отношений)? И почему именно они?

20. Руководитель, желающий стать лидером коллектива, обратился к психологу с просьбой выявить его слабые и сильные стороны для своего развития. Какие методики помогут сделать это и почему именно они?

21. Мама обратилась в психологическую консультацию с жалобой на плохие отношения со своим ребенком (старшеклассником). Какие методики – для мамы и для девушки (юноши) – позволят выявить их личностные особенности и особенности их взаимоотношений (для улучшения отношений)? И почему именно они?

22. В психологическую консультацию обратился человек (мужчина или женщина – на ваш выбор), который никак не может выйти замуж/жениться и он хочет узнать, почему так происходит? Какие методики помогут дать ответ на этот вопрос и почему именно они?

23. Какие методики могут помочь отобрать одного школьника для участия в городской олимпиаде по физике? Оценку, каких качеств необходимо провести?

24. Учитель обратился к школьному психологу с жалобой на плохое поведение и трудности в обучении одного из учеников (младшего школьного возраста). Какие методики позволят выявить причины сложившейся ситуации?

25. К психологу обратилась супружеская пара с запросом улучшить их взаимоотношения. Какие методики позволят прояснить причины сложившейся ситуации? Какие приемы могут быть использованы для гармонизации взаимоотношений супругов?

26. В работе кассира необходимы: аккуратность, точность, честность, ответственность, эмоциональная стабильность, умение быстро считать, недоверчивость. Какие методики можно использовать для отбора на эту должность?

27. В психологическую консультацию обратился человек без явного запроса. Какие методические приемы могут быть использованы для прояснения запроса, и будут способствовать установлению контакта с клиентом?

28. Администрация организации планирует перевести сотрудников на индивидуальный график труда и отдыха на рабочем месте. Какие методики могут помочь правильно спланировать этот график с учетом личностных особенностей и работоспособности и почему именно они?

29. Какие методики можно использовать для отбора эффективных игроков в команду Клуба «Что? Где? Когда?» и почему именно их?

30. В работе солдата спецназа (части специального назначения) необходимы выдержка, эмоциональная устойчивость, хорошо развитое мышление и внимание, контролируемая агрессивность, самостоятельность, ответственность, активность. Какие методики можно использовать для отбора на эту должность и почему именно их?

 

Вопросы на оценку навыков:

1. Определите взаимосвязь результатов тестов «Социальная компетентность» и «Самоуважение».

«Социальная компетентность»: -0.58, 1.36, 0.39, 1.19, 1.17, -1.71,-1.36

«Самоуважение»: -1.44, -0.39, -0.79, 1.05, -0.52, 1.58, 0.52

2. Опишите модель психодиагностики личности по Л.Н. Собчик.

3. Чему равна медиана ряда значений 1, 2, 2, 2, 3, 7, 6, 5, 9, 5.

4. Проинтерпретируйте личностный профиль мужчины (по методике MMPI) по представленным данным (в Т-баллах): L= 30, F= 43, К= 32, 1= 52, 2 = 79, 3 = 50, 4 =39, 5 = 65, 6 = 35, 7 = 74, 8 = 60, 9 = 31, 0 = 72

5. Проинтерпретируйте результат корреляционного анализа методик «Моторная проба Шварцландера» и шкалы «Личностная тревожность» методики Спилбергера-Шанина равный 0,867.

6. Как соотносятся меры центральной тенденции для данного ряда значений 0, 0, 2, 2, 6, 6, 6, 5, 9.

7. Если при вычислении корреляции получен результат: r=0,36; p=0,14, то какова взаимосвязь между признаками?

8. Проинтерпретируйте профиль структуры интеллекта, полученный по методике Р. Амтхауера:

ОС – 105, ИЛ – 113, ПА – 111, ОО – 109, АР – 92, ОЗ – 83, ГС – 110, ПВ – 85, З – 11

9. К психологу обратилась семья: Ира, девочка 5 лет, живет в семье с мамой, папой и недавно родившейся сестренкой. В своих рисунках часто стала использовать темные краски. И только изображает картины природы яркими красками, тщательно прорисовывая листочки на деревьях, цветы. Чем можно объяснить такие пристрастия юной художницы?

10. Дайте интерпретацию профиля личности, полученного с помощью опросника 16 PF.

Факторы: A B C E F G I H L M N O Q1 Q2 Q3 Q4
Стены:                                

11. Для 1-ой выборки корреляция Rxy =0,35 (p =0,06), для 2-ой выборки Rxy =0,35 (p =0,03). Почему p-уровень разный?

12. Чему равен коэффициент корреляция Пирсона для следующих переменных:

X 32   16   20   8     11

Y 2     6     4     10   8

13. Некоторое свойство измеряется при помощи тестовой шкалы Бине (М=100, σ=16). Какая приблизительно доля генеральной совокупности имеет балл ниже 84?

14. Преобразуйте результаты экспертных оценок экстраверсии/интроверсии испытуемых в стандартные Z-значения:

Артем 3        4        4        5        5        3
Виктор 4        5        5        5        2        5
Евгения 1        1        3        1        1        1
Наталия 1        2        2        1        1        1
Татьяна 3        1        3         4        1        4
Ирина 1        3        4        5        2        2
Марина 5        5        4        5        5        4

15. Изображения полученные при выполнении методики «Рисунок человека из геометрических фигур» имеют следующие коды: 334, 352, 631. Дайте интерпретацию полученных результатов.

16. Оцените экспертную оценочную валидность теста «Большая пятерка» по шкале «Экстраверсия- интроверсия»:

Обследуемый Саша Женя Оля Дима Маша Лена Катя
Экспертный бал   4,8 1,8   2,7 3,2 3,7
Бал по шкале «Большой пятерки»              

17. Дайте интерпретацию результатов прохождения теста «деловые ситуации» Г. Хитровой

  OD ED NP Σ %
E         40%
I         45%
M         15%
Σ      

КГА=5=25%

% 10% 50% 40%

 

18. Дайте интерпретацию профилю личности, полученному по методике 16 PF:

Фактор A B C E F G H I L M N O Q1 Q2 Q3 Q4
Стен                                

19. Определите дискриминативность методики из 25 заданий:

Количество баллов  
Частота встречаемости  
Количество баллов      
Частота встречаемости      
                                                   

Выборка 114 человек

20. Как интерпретируется желтый цвет в методики М. Люшера? Чем это интерпретация отличается от интерпретации по Л.Н. Собчик?

21. В чем заключаются основные ошибки интерпретации детских рисунков?

22. Пяти студентам были присвоены следующие оценки по трем вопросам в форме эссе:

Энн 9 8 7; Билл 5 3 4; Кэрол 8 8 7; Дэвид 7 6 8; Эрин 6 5 7

Вычислите М и σ для каждого задания.

23. Проинтерпретируйте профиль структуры интеллекта, полученный по методике Р. Амтхауера:

ОС – 95, ИЛ – 103, ПА – 102, ОО – 91, АР – 118, ОЗ – 103, ГС – 100, ПВ – 105, З – 115.

24. Пяти студентам были присвоены следующие оценки по трем вопросам в форме эссе:

Энн 9 8 7; Билл 5 3 4; Кэрол 8 8 7; Дэвид 7 6 8; Эрин 6 5 7

Какова корреляция между заданиями 1 и 2? Что вы можете сказать для такой величины корреляции о связи между этими заданиями?

25. Для каждой из приведенных ниже ситуаций укажите, вносит ли описанное событие случайный или систематический вклад в ошибку измерения для тестовой оценки испытуемого.

A. Наблюдатель, оценивающий рекомендации по поведению в течение интервью адвоката с клиентом, имеет тенденцию к завышению оценок женщин-адвокатов по сравнению с адвокатами-мужчинами по заданиям, имеющим отношение к взаимопониманию с клиентом.

B. Испытуемый, получающий математический тест, отвлечен шумом в соседней аудитории, вследствие чего делает ошибку при вычислении ответа.

C. Студент на занятиях по психологии делает описку в утверждении из лекции преподавателя и позже неправильно отвечает на задание теста, основанное на этой информации.

26. Тест с заданиями должен быть выдан четырем испытуемым из их совокупности. Следующая таблица показывает гипотетические доли распределения тестовых оценок для каждого испытуемого при множестве повторных тестирований. Каков коэффициент надежности этого теста?

Испытуемый        
Оценка 1 0,5 0,25    
Оценка 2 0,5 0,25   0,5
Оценка 3   0,25 0,5 0,5
Оценка 4   0,25 0,5  

 

27. Исследователь психолог предъявлял три параллельные формы стандартизированного теста испытуемым. Бланки ответов проверялись с помощью оптического сканера. Позже исследователя поставили в известность о том, что сканер работал со сбоями, внося ошибки в оценивание случайным образом в тот день, когда подчитывались результаты по тестам. Поскольку исследователь использовал только среднюю оценку для каждого испытуемого, вычисленную по трем тестам, то он не видел необходимости в том, чтобы заново оценивать бланки ответов, так как эффекты этих случайных ошибок должны были усредняться, что привело бы к их обнулению по трем тестам. Является ли правильной интерпретация предположения о том, что средняя ошибка измерения каждой оценки должна равняться нулю?

28. Для каждой ситуации укажите тип оценки надежности, который будет наиболее подходящим для следующих условий.

A. Школьный учитель хочет проверить на учениках своего класса надежность итогового теста по биологии, содержащего задания с множественным выбором.

B. Психолог-консультант хочет разработать два набора аттитюдов, один из которых предназначается для использования в качестве предварительного теста (претеста), а другой – в качестве выходного теста (посттеста) для программы отвыкания от наркотиков (программа длится только один день).

29. Дихотомически оцениваемый инструментарий для измерения аттитюдов был предъявлен 10 респондентам. Матрица, объединяющая результаты по заданиям и испытуемым, имеет следующий вид. Оцените внутреннюю согласованность этого теста.

Испытуемый A B C D E F G H I J
Задание 1                    
Задание 2                    
Задание 3 I             I    
Задание 4               I    
Задание 5                    
Задание 6                    
Задание 7                    
Задание 8                    
Задание 9                    
Задание 10                    

 

30. Дайте интерпретацию профиля, полученного с помощью методики СОНДИ:

h+ s- e± hy0 k+! p- d+ m+!!

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: