В данном исследовании мы обратимся к нарративному анализу. Нарративный анализ – это «качественный метод исследования, направленный на интерпретацию повествований и уделяющий особое внимание временной последовательности, которую устанавливают люди как рассказчики…»[20].
Нарратив содержит героев, сюжет, четкую структуру. В связи с тем, что мы изучаем репрезентацию ЛГБТ+ сообщества в сериалах – сложных художественных произведениях, нарративный анализ является наиболее подходящей методологией, так как позволит учесть структурные и содержательные элементы сериала, понять, как в них происходит репрезентация интересующей нас группы (а репрезентация как раз является одной из функций нарратива[21]), передача ее опыта и конструирование образа. Более того, нарративные исследования также опираются на изучение визуального кода[22], что крайне важно при работе с видеоматериалами.
Нарративный анализ, как отмечают Мейпл и Эдвардс, не содержит чрезмерно стандартизированных процедур от которых нельзя отклоняться, он скорее позволяет быть достаточно гибким в выборе конкретных методов, техник и подходов для анализа данных[23]. Эта особенность нарративного анализа как методологии может способствовать учету опыта и истории отдельных героев/персонажей/образов, которые сильно разнятся, и использованию разнообразных техник, чтобы охватить разные аспекты репрезентации ЛГБТ-сообщества в сериале.
|
|
Нарративы позволяют описать и изучить взаимодействия, происходящие между героями, предлагают способы осмысления языка, на котором говорят акторы, учитывают обстоятельства и контекст, в рамках которых происходит взаимодействие персонажей. Нарративные исследования не просто отражают существующую реальность, но и бросают вызов само собой разумеющимся положениям и утверждениям [24], что особенно важно в рамках нашей работы, так как нам нужно не просто констатировать факты и дать описание того, как представлено ЛГБТ+ сообщество в сериалах, но понять особенности и причины подобной репрезентации. Как пишут Паттерсон и Монро: «предлагая и то, что является нормой, и то, что является отклонением от нормы, все нарративы предлагают интерпретацию того, каким должно быть состояние мира»[25]. Это значит, что при исследовании сериальной репрезентации людей неконвенциональной ориентации, мы сможем также понять, как сериал отражает нормативное отношение к данной группе в реальном мире.
Что касается методов сбора данных, то в моей работе будет представлен анализ вторичных данных – видеоматериала (сериал и его фрагменты). Мы обратимся к оригинальным сериалам.
|
|
В качестве эмпирического материала для исследования выступят три сериала: «Половое воспитание» (Sex Education), «Элита» (Elite) и «Эйфория» (Euphoria). (Табл.1)
Можно сказать, что мы используем критериальную выборку (отвечающую заранее подготовленным требованиям). Все три сериала представляют собой произведения, в которых число персонажей нетрадиционной сексуальной ориентации велико, как и разнообразие сексуальной и гендерной идентичности: в сериале «Половое воспитание» представлены геи, лесбиянки, бисексуалы, асексуалы; в сериале «Элита» есть персонажи, представляющие геев и бисексуалов; в сериале «Эйфория» - геев, бисексуалов, трансгендеров. Такое разнообразие героев позволяет изучить репрезентацию различных представителей ЛГБТ+ сообщества, а не одного отдельного типа.
Также выбранные для исследования сериалы были выпущены в течение последних 2-3 лет и представляют актуальный (современный) образ представителя ЛГБТ+ сообщества.
Еще один критерий для отбора – это разные жанры выбранных сериалов, так как для получения наиболее полной картины о том, как представлены в сериалах лица нетрадиционной сексуальной ориентации, необходимо помещение их в разный контекст и обстоятельства, что во многом обеспечивается жанром сериала.
Важно отметить, что в представленных сериалах лица с нетрадиционной сексуальной ориентацией – это не только подростки, но и взрослые, что также позволяет более полно понять, как изображаются подобные персонажи.
В выборку попали только зарубежные произведения, так как в российских сериалах не представлены представители ЛГБТ+ сообщества (это также может быть показательным фактом, но нам необходимо сосредоточиться на особенностях репрезентации и самом образе подобных персонажей, чего нельзя сделать в их отсутствие).
Таблица 1.
Половое воспитание (Sex education) | Элита (Elite) | Эйфория (Euphoria) | |
Год выпуска | 2019 – наст. время | 2018 – наст. время | |
Жанр | Комедия, драма | Детектив, триллер | Драма |
Рейтинг (IMDb[26]) | 8,3/10 | 7,6/10 | 8,4/10 |
Количество персонажей нетрадиционной сексуальной ориентации |
Методы анализа данных.
Так как представленные выше сериалы представляют огромные массивы информации, они наполнены событиями, пересекающимися сюжетными линиями и персонажами, то для начала мы выявим необходимые фрагменты всего сериала (рассказа) по героям. Мы обращаемся к героям, а не кульминационным точкам, последовательностям или паттернам, поскольку образ представителя ЛГБТ+ сообщества представлен именно через героев сериала.
Мы остановимся на категориальном подходе, а не холистическом, так как мы не будем рассматривать один эпизод/серию или весь сериал как отдельный нарратив, а будем искать категории и представлять серию/эпизод как источник нескольких интересующих нас нарративов. Это связано с тем, что для нас важны именно герои, истории которых проходят через весь сериал, пересекаются со многими сюжетными линиями и не могут быть полностью охвачены или рассмотрены в одной серии.
Что касается формы и содержания нарратива, то мы постараемся в равной степени остановится и на том, и на другом по следующим причинам:
- содержание нарратива дает больше информации о личности героя, его идентичности, мы сможем проанализировать, как и что говорит ЛГБТ-персонаж, в какие обстоятельства и ситуации попадает, как взаимодействует с другими героями, то есть выделить особенности образа;
- структура нарратива в нашем исследовании также важна, так как образ персонажа конструируется сценаристами и производителями сериала, он задан рассказчиком, и в саму структуру сериала может быть заложен более глубокий смысл, раскрывающий конструирование образа интересующих нас персонажей и отношение к ним.
|
|
Для анализа структурных элементов нарратива мы обратимся к подходу Лабова, который выделяет 6 ключевых элементов нарратива[27]. Такой подход позволит сосредоточиться на форме истории и погрузиться в канву сериала, а в дальнейшем мы сможем сопоставить строение сюжета (его форму и структуру) вокруг определенных персонажей.
Для анализа содержательных элементов нарратива мы обратимся к этапам, предложенным Либлих[28]. Они достаточно вариативны и не привязаны к строгим процедурам, что позволит нам ориентироваться в пространстве сериала более свободно. Более того, шаги, предложенные Либлих, позволяет учесть специфику сериала как жанра (важность визуального образа, пересечение многих сюжетных линий и героев, деление на серии).