Теперь приведем примеры процесса сбора данных и примеры эмпирических материалов.
Для сбора наших вторичных данных (так как это оригинальные сериалы, видеоматериал) мы используем сервисы и платформы, на которых представлены интересующие нас сериалы. Здесь лучше обращаться к официальным источникам, так как на неофициальных сайтах часто встречаются нарезки, вырезанные сцены и некачественный материал, который будет мешать нашему анализу, однако мы не можем обратиться к сервисам HBO из-за недоступности данного ресурса в России, поэтому выбрали КиноПоиск[29] (Приложение 1).
Как советуют исследователи, отсматривать видеоматериал необходимо не менее 3 раз[30]. Для начала мы просматриваем интересующий нас эпизод сериала и делаем заметки по поводу ключевых героев, важных сюжетных линий и событий. Здесь мы еще не проводим анализа, но пытаемся сориентироваться в сериале, его структуре и сюжете.
Например, здесь представлены первоначальные заметки по поводу содержания и сути сериала (Приложение 2), а также введения интересующих нас персонажей (Приложения 3, 4).
|
|
Теперь приведем примеры анализа данных. Остановимся на репрезентации представителей ЛГБТ+ сообщества в сериале «Эйфория».
Во-первых, как говорилось выше, мы будем выделять необходимые фрагменты сериала по героям - нас интересуют персонажи, представляющие лица нетрадиционной сексуальной ориентации. В данном сериале это Джулс, Ру, Нейт и Кэл.
Анализ структуры нарратива по Лабову.
Начнем с анализа структурных элементов и обратимся к элементам нарратива по Лабову. Нас будет интересовать то, как выстраивается история вокруг конкретных персонажей, как она их структурно описывает и передает их опыт. Выделение данных элементов позволит получить общее представление о нарративе.
Герой – Джулс (девушка, трансгендер).
Тезисы (краткое изложение сути событий, о которых пойдет речь): Джулс приезжает в новый город, где начинает выстраивать свои отношения с окружающими. Она является трансгендером, по ходу развития сюжета будет пытаться разобраться в своих чувствах к трем героям: Ру (бисексуалка), Анна (бисексуалка), Нейт (гомосексуал). Также она проводит вечера на гей-сайтах для знакомств и регулярно встречается с незнакомцами для проведения времени с ними (та зависимость, с которой она будет пытаться бороться по ходу развития действия).
Ориентация: Джулс переезжает в новый город (место), из-за развода родителей (причина), летом перед старшей школой (время). Она является трансгендером, ярко одевается и красится, дружелюбно настроена, имеет психологические проблемы (участник событий).
|
|
Последовательность событий: Новый город и знакомство с Ру à Развитие романтических отношений с Ру/Развитие отношений с незнакомцем с сайта знакомств (Нейт) à Возвращение в старый город и возобновление романтических отношений с бывшей подругой (Анна) à окончание отношений с Нейтом, Анной, Ру à отъезд в другой город.
Оценка (значимость истории героя): Противопоставление двух желаний – выстраивать крепкие отношения с Ру или возобновлять прошлые с Анной; отказываться от зависимости (встречи с незнакомцами) или продолжать поиск острых ощущений; продолжать придерживаться образа «Сейлор Мун» или взрослеть и принимать себя.
Резолюция (разрешение ситуации): Порывает отношения с всеми потенциальными партнерами (Ру, Анна, Нейт); отказывается от встреч с незнакомцами; остается в своем образе, но с большей степенью принятия себя и своей сексуальной ориентации.
Кода (завершение повествования): Джулс уезжает из города одна, финал открытый, но в плане желания выстроить отношения с кем-то из троих героев – не счастливый.
Пока мы не можем сопоставить структуру нарратива, связанного с Джулс, с нарративами других персонажей, но можем выделить ключевые моменты – это внутренняя борьба о принятии себя как главный компонент оценки, особенности резолюции (разрешение ситуации для данного персонажа нельзя назвать счастливым) и коды (открытый финал и незавершенность истории героя).