double arrow

Границы теоретической разработанности проблемы.

Сегодня исследования по смежным темам набирают популярность и становятся всё более актуальными. Весь корпус подобных исследований можно разделить на две большие группы:

1. Исследования ЛГБТ+ сообщества в медиа и массовой культуре.

Данная группа исследований затрагивает вопросы репрезентации представителей ЛГБТ+ сообщества в медиа и массовой культуре, формирования в СМИ государственного дискурса по отношению к лицам нетрадиционной сексуальной ориентации, стигматизации ЛГБТ+ сообщества посредством СМИ и др.  Например, исследования У. Пейсли и М. Батлер посвящены тому, как в современной рекламе представлены гендерные роли[3], Ф. Морт изучал взаимовлияние института потребления и ЛГБТ+ аудитории[4], К. Кук провел исследование репрезентации ЛГБТ-сообщества на потоковом и вещательном телевидении[5], а работы Р. Льюиса посвящены отражению образа лесбиянок в fashion-индустрии[6].

Стоит отметить, что первоначально основные работы по данным темам были проведены на Западе, и только в последние несколько лет российские исследователи начали активно заниматься изучением подобных вопросов. Это может быть связано с всё более частым упоминанием представителей ЛГБТ+ сообщества в российских СМИ, использованием соответствующих образов в рекламе, однако корпус подобных исследований всё равно остаётся малым. Работа Е. С. Пронкиной, посвященная ЛГБТ-дискурсу в российских медиа[7], является одним из немногочисленных примеров подобных исследований российской действительности.

Основные методы, которые используют авторы при изучении ЛГБТ-сообщества в медиа и массовой культуре – это дискурс-анализ и контент-анализ. Дискурс-анализ особенно активно используется при изучении публичных выступлений политиков, содержащих высказывания по отношению к лицам нетрадиционной сексуальной ориентации, при анализе СМИ и пресс-конференций. Контент-анализ же чаще используется исследователями при изучении представленности ЛГБТ в рекламе, на телевидении и в социальных сетях. В нашем исследовании мы остановимся на другом методе, что проясним далее.

Как было указано ранее, сегодня изучается репрезентация ЛГБТ+ сообщества в международных и российский СМИ, рекламных кампаниях, fashion-индустрии и ТВ-шоу, однако сериальная репрезентация остается малоизученной. Исследований российских авторов практически не представлено, особенно в контексте того, что российские сериалы не содержат героев с нетрадиционной сексуальной ориентацией, а активное распространение иностранных сериалов посредством Интернета началось относительно недавно.

2. Исследование сериалов как феноменов массовой культуры и их роли в формировании образа социальной группы.

Исследование сериалов и сериальной культуры также набирают популярность, особенно в связи с развитием феномена «платформенности»[8] и значительно усиливающимся влиянием таких стриминговых сервисов как Netflix, Amazon, HBO Now и др. Сегодня активно развиваются такие направления как Cinema и TV Studies, по которым открываются бакалаврские и магистерские программы в европейских и американских университетах[9] и которые рассматривают сериалы как особые влиятельные культурные практики.

Отечественные работы по данной теме в основном посвящены особенностям сериала, его жанровым и сюжетным характеристикам, однако есть небольшая группа исследований, которые рассматривают сериал как инструмент формирования общественного мнения и способ конструирования представлений о социальной реальности. Например, исследование Ушанова П. В. о сериале как средстве политической коммуникации[10] и работа Пархоменко о сериале как функциональном и эстетическом ориентире в современности[11].

Зарубежные исследователи уделяют внимание сериальной репрезентации статусных ролей, власти, исторической памяти, однако роль сериалов в формировании образа ЛГБТ+ сообщества всё ещё остается мало изученной областью, особенно в среде российских авторов.

Таким образом, смежные исследования не затрагивают вопросы сериальной репрезентации ЛГБТ+ сообщества и роли сериала в формировании образа данной социальной группы, поэтому можно сказать, что сегодня степень разработанности проблемы слабая.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: