Заключение

По результатам проведенного исследования, исходя из поставленных задач, автор приходит к следующим выводам:

1. На основе доктринальных источников, выделяя элементы налогового спора, автор указывает, что под налоговым спором понимается публичный конфликт между участниками налоговых правоотношений, в том числе между налоговыми органами и налоговыми агентами, и/или физическими лицами, возникающий при исчислении, сборе и уплате налогов и иных обязательных налоговых платежей в целях соблюдения налогового законодательства Российской Федерации, переданный на рассмотрение суда.

2. Диссертант приходит к выводу, что следует отличать налоговый спор от налогового конфликта, так как последний возникает на этапе возбуждения налоговой проверки. При невозможности урегулирования данного конфликта в досудебном порядке, он переходит в налоговый спор. Соответственно налоговый конфликт – представляет собой столкновение участников налоговых правоотношений по поводу применения законодательства о налогах и сборах.

3. Выявлено, что налоговые споры, рассматриваются как судами общей юрисдикции, так и арбитражными судами. Проведя анализ статистических данных по налоговым спорам, следует отметить, что эта категория дел является весьма актуальной и сложной, виден прирост количества споров, что может говорить о проблемах в данной сфере, возможных пробелах на законодательном уровне, что в также заслуживает внимания.

4. Ввиду того, что действующее законодательство, применительно к налоговым спорам, и не содержит указания на конкретные виды доказательств, автор выделяет авторскую классификацию доказательств. В частности:

- документы, полученные в рамках налоговой проверки;

- информацию, полученную при проведении инвентаризации имущества налогоплательщика, а также информацию, полученную при проведении осмотра производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий налогоплательщика;

- информацию, полученную из документов, предоставленных налогоплательщиком на иностранном языке, переведенную на русский язык;

- письменные доказательства, к которым относятся, в том числе протоколы, составленные работниками налогового органа в процессе проведения налогового контроля.

5. К личным доказательствам в налоговом праве можно отнести показания свидетеля, объяснения лица участвующего в деле, устные объяснения налогового агента, налогоплательщика, заключение и показания эксперта и специалиста.

6. Выявлены отличия и сходства в правовом положении свидетеля при проведении налоговой проверки, и в правовом положении свидетеля при рассмотрении налогового спора в арбитражном суде. К примеру, в Налоговом кодексе Российской Федерации в отличие от Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указаны ограничения в отношении лиц, которые могут быть привлечены в качестве свидетеля. К сходствам в положении свидетеля при рассмотрении налогового спора и при проведении налоговой проверки относится следующее. Нормы Налогового кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации устанавливают, что показания свидетеля заносятся в протокол, предупреждают об ответственности за отказ от дачи показаний либо за дачу заведомо ложных показаний, что также заносится в протокол. Различие видится в том, что для свидетеля на этапе проведения налоговой проверки предусмотрена ответственность Налоговым кодексом Российской Федерации, а при рассмотрении налогового спора в арбитражном суде уже ответственность установлена Уголовным кодексом Российской Федерации.

7. На основе данных анализа судебной практики сделан вывод, что привлечь свидетеля к ответственности можно вне зависимости от того, на каком этапе свидетель вызван для дачи показаний, а показания свидетеля, который подписал документы, может иметь существенное значение для рассмотрения дела.

8. К вещественным доказательствам можно отнести, к примеру, фотоснимок, на котором будет отражаться какое-то действие. О проведении фотосъемки налоговым органом при проведении налогового контроля должно быть указано в документах, иначе суд не признает такие вещественные доказательства допустимыми. В качестве вещественных доказательств по делу могут быть предоставлены материалы уголовного дела. Полученное вещественное доказательство может быть не принято судом как доказательство, если не проведена экспертиза.

9. К первоначальным доказательствам можно отнести такие виды доказательств как, электронный документ и информацию, указанную в нем, первичные бухгалтерские документы.

10. К производным доказательствам можно отнести такие виды доказательств как акт налоговой проверки, акт сверки взаимных расчетов, скриншот, сведения, указанные в оригинале документа.

11. Акт налоговой проверки представляет собой документ, который составляет налоговый орган по окончании проведения проверки. Акт налоговой проверки составляется на основе полученных первичных доказательств, как предоставляемых проверяемыми лицами, так и документов, собранных самим налоговым органом при проведении налогового контроля, перечень документов прописывается в акте налоговой проверки. Форма документов, полученных в результате проведения налогового контроля, меняется, часть документа, отражающего сведения о фактах, переносится в новое доказательство, ввиду чего акт налоговой проверки становится производным доказательством, поскольку он получен с помощью других доказательств.

12. Основываясь на проведенном выше исследовании, автор работы считает, что в НК РФ следует внести статью, которая будет регламентировать порядок сбора, проверки и оценки доказательств следующего содержания: «82.1 Порядок сбора, проверки и оценки доказательств.

1. Сбор доказательств, а также сведений в рамках проведения налогового контроля осуществляется должностными лицами налоговых органов. Надлежащим образом полученными и допустимыми считаются доказательства, а также сведения, полученные налоговым органом в рамках проведения налогового контроля, а также истребованные налоговым органом в процессе проведения налогового контроля, а также полученные налоговым органом после ее окончания по не зависящим от него причинам. В случае возникновения необходимости получения дополнительных доказательств, должностные лица налоговых органов вправе провести дополнительные мероприятия налогового контроля. Доказательства, полученные в рамках проведения дополнительных мероприятий, также являются надлежащими и допустимыми.

2. После сбора доказательств в рамках проведения налогового контроля должностным лицом налогового органа осуществляется проверка доказательств на предмет соответствия налоговому законодательству.

3. Руководитель налогового органа после получения материалов налоговой проверки оценивает доказательства на предмет их допустимости. Если руководитель налогового органа установит, что доказательства получены должностным лицом налогового органа с нарушением порядка, установленного настоящим кодексом, такие доказательства признаются не допустимыми».

 

 


 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: