ГЛАВА 1. История Анабарского улуса и взаимоотношение этнических групп

В этой главе рассматривается общая история Анабарского улуса. История заселения территории Арктики народами севера (эвенки, якуты, долганы, юкагиры).

Изучение влияний этнических групп на их топонимические системы. Так же будут рассматриваться их взаимоотношение на территории Анабарского улуса и совместное проживание разных народов в одной территории.

Описание хронологии становления Анабарского улуса, как административно-территориальной единицей в Республике Саха (Якутия) Российской Федерации.

В настоящее время в Анабарском улусе официально зарегистрированы два населенных пункта – с.Саскылах и с.Юрюнг-Хая.

Коренным населением Анабарского улуса официально являются долганы, эвенки, якуты, русские, юкагиры. Эти этнические группы населяли территории суровых условий несколько веков. В ходе многовековой адаптации на территории вечной мерзлоты, эти народы сформировали свою особенную культуру в ходе многовековых взаимоотношений.

Такие исследователи, как Багдарыын Сюлбэ и Ю. Г. Хазанкович пришли к выводу, что первыми территорию Анабарского улуса начали заселять эвенки. «Эвенки – кочевой народ, основным промыслом, которых является оленеводство» (Поротова, 2013. С.9). Многие эвенки попали на территорию Анабарского района, следую по миграции северных оленей.  «Еще позже в XVIII в. эвенки стали проникать на север в бассейны рек Анабара, Колымы и Индигирки» (Багдарыын Сюлбэ, 2004. С.254). Первые эвенки начали топонимически закреплять за собой территории. Так по верованию нынешних эвенков, которые проживают в Анабарском улуса, раньше не было топонима Анабар, а был топоним Бира, который с эвенкского переводиться, как вода. Многие гидронимы Анабарского улуса имеют эвенкийское происхождение.

Позже Эвенки стали вытесняться на север якутскими племенами, с которыми они активно вели войну. Так же с юга Якутии и Восточной Сибири были вытеснены на север Юкагиры, которые уже не могли конкурировать с якутами на юге. Малочисленные группы Юкагиров начали так же осваивать территорию Анабарского улуса. Но как таковых топонимического следа они не оставили на территории Анабарского района. Но многие факты свидетельствуют о том, что гидроним Анабар произошел от юкагирского “Ану” вода и эвенкийского “Бира” вода. Это показывает, что юкагиры вложили свой вклад в топонимику улуса. Есть два озера, название которых произошли юкагиров, это озеро “Муохаткэ” – большой чир, озеро “Сокуордиэ” – Маленький Сиг.

Позже всех на территории Анабарского улуса заселились якуты. Якутами уже не двигали, какие-либо военные интересы, они просто начали освоение всей Якутии. Многочисленные группы якутских племен начали массово заселять территорию Арктики. Так заселяя Анабарский улус, якутские племена закрепили после себя топонимами почти все природные объекты. Так большинство гидронимов, оронимов и ойконимов имеют якутское происхождение. Но название самой главной реки осталось таким же “Анабар”. Про происхождение долган в Анабарском улусе нет единого мнения. Все исследователи расходятся во мнениях. Более правдоподобную версию выдвинул Тишков В. А. «Долганы – один из самых молодых народов России. Окончательно он сформировался лишь в начале XX века. А появился этот народ в результате смешения живших на севере нынешнего Красноярского края русских старожилов, якутов и эвенков.

Его название эвенкийского происхождения: «дуулганами» себя именовало одно из местных тунгусских племен. В переводе с их языка это означает «срединный». Сами долганы называют себя «тыа-кихи», что означает кочевые люди» (Тишков, 1998. С.928).

 В наше время в России проживают почти 7800 долган, из них 5800 – в Красноярском крае и только менее 2000 на территории Якутии. А след в топонимики Анабарского улуса они оставили только в форме диалекта. Так реку Анабар иногда называют “Эбэ” – с долганского переводится как река.

Русские топонимы в Анабарском районе почти не встречаются, кроме диалектных названий некоторых объектов (например: Бугатыр тобото, Черепаха-Хая.

Ярким примером влияния двух народов на один топоним является название Анабарского улуса. Название для муниципального района было заимствованно у гидронима “Анабар”, который состоит из слов: юкагирское “Ану” вода и эвенкийское “Бира”, который тоже означает вода.

Все этнические группы на территории Анабарского улуса проживали без конфликтов. Такое тесное нахождение народов не могло не сказаться на культуре этих национальностей. Так долганы, эвенки, якуты, юкагиры и русские все вместе отмечают национальные праздники, такие как Бакалдын, Ысыах и След Оленеводов.

В начале XX в. все другие языки кроме Якутского начали ослаблять на территории района, поэтому большинство топонимов имеют якутское происхождение, это можно отследить по якутскому суффиксу “-ах” означающий принадлежность чего-либо. Все ойконимы имеют якутское происхождение: Саскылах, Юрюнг-Хая, Халганнах, и один ойконим “Эбэлэх” имеет долганское происхождение “Эбэ” – долг. Река. “Эх”это стандартный суффикс, тожеозначающий принадлежность.

Русский язык тоже имел не малое влияние на топонимику Анабарского района, не мало географических названий были придуманы, используя русские слова в корне. Это объясняется тем, что на территории Якутии в XX веке русский язык уже изучали все народы. Топонимы: Крест-кюель, Хосой-кюель, Черепаха-хая, Бугатыр-тобото имеют в названии русские корни.

На территории Анабарского улуса проживают около 3500 человек, из которых 1500 долганы, 800 эвенки, 700 якуты, 130 русские и другие народы, население которых не превышает 100 человек. 90% процентов всех долган проживают на территории поселка Юрюнг-Хая в северной части района, около моря Лаптевых. Большинство топонимов на территории Юрюнг-Хая имеют русское происхождение. Например: река Песчаный, озеро Длинное, озеро Ыстакан, Сергей-Юряге, озеро Калачик и заброшенное село Доруоха.

При поступлении в начальную школу в Анабарском улусе детям дается выбор в каком классе он будет обучаться, в русскоязычном или якутскоязычном. Основным отличием между ними это наличие у якутскоязычного класса таких предметов, как культура народов республики Саха (Якутия) и Фольклор. После 4 класса, это разделение пропадает, и ученики русскоязычного класса и якутскоязычного объединяются в один. Основным языком в школе становиться русский, поэтому ученики свободно разговаривают на русском и якутском языке. Из-за этого у детей хорошо развито билингвизм. Это сильно влияет, как и на сами языки так и на топонимы в анабарском улусе. Очень сильно выраженный диалект русского и якутского языка сказывается на формирование новых топонимов. Так относительно новые топонимы являются симбиозом двух языков. Например, сложное слово Черепаха-Хая, состоит из двух корней якутского и русского происхождения. Из-за своего внешнего вида это гора из далека напоминает черепаху, а так как в якутском языке нет слова черепаха, то название топонима была заимствована у русского языка.

Билингвизм очень сильно развивается на территории Анабарского района, людям удобно разговаривать на двух языках одновременно. Это повышает процент появление новых топонимов состоящих из двух языков.

Долгое время Анабарский улуса был частью Туруханского края. После свержения власти в 1917 году и установление новой власти на территории России новые законы до далеких уголков нашей страны дошли не сразу. Формально только 1920 годы новая власть распространилась на территории северных районов Якутии. В 1922 году, когда комитет РСФСР обнародовал указ об образовании «Автономную Якутскую Советскую Социалистическую Республику» был образован Хатанго-Анабарский район. Но все равно часть Хатанго-Анабарского района принадлежал Туруханскому краю. В 1924 году Якутскому Центральному Исполнительному Комитету удалось разделить Хатанго-Анабарский район. Так бассейн реки Анабар отошел к Якутии, а бассейн реки Хатанга и ее притоки были переданы западным соседям Красноярскому краю. Но Анабарский улус не стал отдельным муниципальным районом, а стал частью Булунского округа, который больше был частью Красноярского края.

Между тем, население Анабарского района больше тяготело к Якутии. Это было общенародным фактом, потому что экономически Анабарцы были тесно связаны с Якутией через Оленек и Усть – Оленек. Так же на это влияло культура и язык населения.

Позже комиссия ЯАССР обратилась к правительству РСФСР с письмом: «Енисейская администрация за триста лет управления не дала местному населению ничего. Она требовало от него своевременного взноса в казну «ясака», а тем временем население разорялась в борьбе с безобразными условиями тундровой жизни, гнуло спину от бесправия … Эта мрачная обстановка наложила известный отпечаток в психологию населения» (Кононова, 1924. С.1) Власти Туруханского края продолжали препятствовать передачу Булунского округа Якутии.

Благодаря комиссии ЯАССР, и, в частности, уполномоченному ЯЦИК по северным регионам Петру Вонифатьевичу Слепцову, которые провели огромную работу по сбору этнографических материалов, в 1928 году начался постепенный переход Булунского округа в ЯАССР.

Комитет ЯАССР доказал меркантильные цели Туруханского края на счет Булунского округа и доказал свои намерения по оказанию помощи в улучшении экономических и культурных ценностей Северных окраин Якутии.

Таким образом, только в 10 декабря 1930 года Анабарский район стал самостоятельной административной единицей «Анабарский национальный (долгано-эвенкийский) улус (район)».

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: