БИЛЕТ. Екатерина и реформы

Преобразования и реформы Екатерины 2.

Преобразования её не менее важны, чем петровские, просто делались они по-другому. При Петре жт онесколько более круче и ярче, нежели при Екатерине.

Екатерине не надо было брить бороды, не надо заставлять дубинкой всех учиться.

При Петре неучёному посочувствовали бы, мол, учиться заставляют. При Екатерине всё наоборот.

Е2 не надо было командовать армией, есть и генералы, и армия. Всё есть, всё работает.

Но Е2 -- крупный политик.

Екатерина родилась в 1729, была бедной немецкой принцессой. Образования у неё не было, когда её привезли в Россию, ей было 15. Елизавета выбрала её в качестве невесты наследнику престола.

Она умеет болтать по-французски и танцевать и больше ничего.

Но прожив 20 лет в России, она выучила русский, стала читать книжки, серьёзные, иногда скучные, не любовные романы. В итоге стала одной из образованнейших людей свой эпохи. Сама. Е2 написала сама много (12 томов сочинений). Многое из того, что она написала, сейчас читать неинтересно.

Она издавала журнал ("Всякая всячина"), писала статьи, была драматургом, писала пьесы, комедии, исторические драмы, которые ставили в театрах. Это, конечно, Не Шекспир но для своей эпохи сойдёт.

Ещё она стала историком и написала 4 тома записок о российской истории. Читать неинтересно, но на уровне исторических знаний той эпохи это хороший продукт. Научной ценности это сейчас не имеет, и такой хрени было много.

Самое интересное из этих 12 томов -- воспоминания Екатерины.

Екатрерина называла ласково Петра 3 "урод наш".

У неё была куча фаворитов. В жизни она была такая аккуратная немочка, работоспособная как лошадь.Остроумием она не обладала, хотя и пыталась.

У неё были мужские черты характера.

Абсолютно бесстрашная женщна. Любила искусство, музыку не воспринимала вообще. "Как шум метро, понятно? Ну не воспринимает человек".

Очень расчётливая. Абсолютно лишена угрызений совести, человек не жестокий, добродушный. Но если надо замочить кого-то во имя гос-ва, то извини, парень, ну такая работа.

Каждый день -- это размеренный труд. Вставала очень рано. 6-7 утра. Весь дворец ещё храпит, а она уже на ногах.

Выпивает чашечку наикрепчайшего кофе (когда секретарь попробовал её кофе, он упал в обморок).

в ЗИМНИМ ДВОРЦЕ она пишет

Просыпается обслуга, её приводят в порядок. Далее -- выход. это дворцовая процедура. Далее -- работа. Доклады, бумаги, приёмы. Потом обед -- 1-2 дня. Обед -- это процедура.

Отдых -- чтение книги ЕЙ ВСЛУХ. Потом опять работа до 7-9 вечвера. Потом театр или эрмитаж. Это место, где можно непринужденно общаться без формальностей.

Туда могли позвать гостей, чтобы посмотреть на них и пообщаться непринужднно.

Ровно от 22 до 23 часов -- байки. В 6 часов подъём.

Летом она уезжала в Царское село Но там распорядок тот же, однако она больше гуляла, каталась на лодке и ходила пешочком.

Она не сразу стала великой. Поначалу её воспринимали как просто женщину, занявшую престол. Ну классная тётка.

Только тогда, когда пошли серьёзные реформы, когда выиграли первую войну, тогда стало ясно, кто в доме хозяин. На это ушлоа 10 лет.

Много лет она вынашивала полит. программу. она много чем интересовалась, общалась, умела общаться с разными людьми.

Она была модельером, сама придумала для внуков детский комбинезон, приказывала дамам носить русские платья (хотя русского в них было мало).

 

Когда она вступила на престол, ей было 33. Она понимала, что стала императрицей великой европейской державы. И всю жизнь называала себя российской императрицей, а не немецкой принцессой на русском престоле.

Россия по уровню развития -- это такая европейская окраина. Там есть русские дороги, русские медведи, какая-то промышленность есть, а чего-то нет. большие проблемы с образованием. Качественно иная социальная структура.

В России нет того, чего нет на Западе -- среднего класса. В России есть крепостные и дворяне, ими владеющие, и что в принципе для того, тчобы занять должное место среди держав, много нужно чего сделать. Пушки делаем, а кнжики издаем плохо, университетов мало.

Это надо делать в релаьной тсране с реальными людьми. Ты проводить это в определённых условиях, которые изменить чаще всего нельзя. В эьтом смысле Е2 показала себя циничным политиком. она не одобряла крепостное право, но только потому, что это вредило экономике.

В 1760-х годах у неё были мысли по ослаблению крепостного права. Русские дворяне этого не оценили. Но когда она поняла это,

Русский дворянин 18 века -- это большая просвещенная свинья.

"Я понимаю, что ты тоже человек, но ты какой-то ещё не такой человек". "Если я тебя выпорю, так это для твоего же блага".

И Е2, чтобы завоевать поддержку дворян, издала жесткие манифесты по крепостному праву. Раз

1767 г. -- Уложенная комиссия. "Для сочинения проекта нового уложения" (свода законов).

Там порядка 600 человек разных сословий. Приехали пацаны из Тайги, Тундры, экзотика. Все, кроме крепостных, за которых выступали помещики.

Что бы мы хотели, что должно быть в идеале.

"наказ Екатерины 2" -- она делала его как студент, т.е. как вы. На 2/3 это плагиат.

Это программа модернизации Росии в иных условиях, отличных от петровскхи.

В Наказе появляются слова "гражданское общество", "разделение властей", впервые был поставлен вопрос о том, что государство отвечает перед вами, что оно вам должно.

Прозвучала мысль, что гос-во должно гарантировать собственность. В России государство никому ничего не гарантировала. Слово "собственность" в русском языке не было. Но вот в 18 веке впервые появляются такие вещи.

Впервые Екатерина 2 ставит очень осторожно вопрос о крепостном праве. "Как бы нам избегать случаев приводить людей в неволю".

Из той задачи, которая была поставлена, ничего не получилось. Как, собственно, и в дальнейшем.

Больше таких мероприятий Еатерина не проводила, но для неё это было очень полезно. Она получила представление о стране, в которой правила.

Начинала она с небольших вещей. Никто не знал, усидит ли она на престоле. Первое время она переводила деньги за границу, готовясь делать ноги.

В 1764 г. -- "Указ о секуляризации церковных земель". Подготовлена она до того, ещё при Петре 3. Пётр 3 не любил русскую церковь. Это стало одной из причин ДП. Но Екатерина 2 показала, как она любит церковь, и потом сделала то же. А тех, кто вякал, отправили в пожизненную ссылку.

В 1763 г. чиновники 3 раза в год стали получать жалование, регулярное, чего раньше не было.

Впервые при Екатерине появляется пенсия в современном смысле.

Пенсион 18 века -- личная милость государя. Пенсион -- это личные деньги императора ("комнатная сумма").

С 1763 г. появляется пенсия не личная милость, а твоё право за беспорочную гос. службу. Сумма была поначалу небольшая, но потом это расширялось.

Пенсия нужна чиновникам в отставке, т.к. у них нет имений.

Издаются и др. законы.

1775 г. и далее -- губернская реформа. придумано было раньше.

Октябрь 1762 г. -- указ о возложении ответственности на губернаторов и воевод за сыск воров и разбойников. Раньше этого не было.

1765 г. июнь -- указ о том, что губернаторы обязаны назначать штрафы за неявку чиновников на службу.

1766 г. -- губернаторы должны иметь особое попечение о защите казны.

Пройдёт ещё 10 лет, понадобится восстание Пугачёва.

Восстание крестьянское показало, что крестьяне могли парализовать административную систему.

Показало крайнюю слабость провинициальной администрации, тем более, на окраинах Империи.

Была переработана система местного самоуправления, осталась неизменной вплоть до 20 века.

Упрощение административного деления. Было трехзвенное система.

23 губернии, огчень большие, 23 губернии делились на 66 провинций, 66 провинций делились на 200 уездов.

Система двухзвенная -- губерния -- уезд. Губерний становится 50, они становятся компактными. В каждой губернии от 8 до 12 уездов.

Это сохранится до 30-х годов 20 века. Было сделано грамотно.

Повысился уровень управляемости.

Составляются планы строительства новых городов, планировок. Начинается типовая постройка, разрабатываются проекты общественных зданий.

"Присутственные места".

По таким проектам типовых построек построены торговые ряды, бани, кабаки.

Появляются качественно новые учреждения, у которых раньше не было аналогов.

Начинают заниматься делами

Структура на губернском уровне -- "Приказ общественного призрения". Занимается социальным спектром. Это органы, которые должны на местах создавать и руководить "богоугодными заведениями" -- это школы, больницы (врачи в провинциях появились только при Екатерние 2), богодельни (приют для больных, увечных, нетрудоспособных), в Москве -- 1764 г. -- воспитательный дом (потом будет в Петербурге).

Впервые государство начинает заниматься социальной сферой.

 

Реформа местного самоуправления не просто создала новые учреждения. Она существенно изменила саму систему управления страной. Изменилась сама петровская модель жесткой централизации, когда все решения были сосредоточены в центре, где существовали Сенат, Коллегии. Это означает частичную децантрализацию. Оно означает перенос многих полномочий и решения вопросов на местах.
До того в центре была камер-коллегия, которая ведала не всеми, но большинством налогов. Теперь то, чем занималась К-К, занимались на местах.

Там появились казенные палаты, которые этим и ведали.

Введение выборности чиновников. Не всех и даже не большинство. Теперь начальником тех новых уездов становится капитан-исправник. ЖЭто человеК, окторог оне назначают в Петербурге, а избирает местное дворянство. И др. учреждения, например, судебные. Уездный судья и др. судебные структуры становятся выборными. Таким образом гос-во привлекает общество к управлению. Все ключевые вопросы будут решаться на уровне губернатора или выше.

Помимо того, что создается на местах более-менее эффективное управление,

1782 г. -- создаётся полиция.

впервые в России суд отделён от администрации. Появляется четырехзвенная судебная система.

В рамках проведения этой реформы нужно было провести границы, а это трудно в территориях России. Нужно создать новые уезды.

На бумаге это легко, а в жизни нужно найти людей, которые будут работать в этих учреждениях, аэ то проблема, т.к. нужны тысячи новых кадров. А их тогда никто не готовил ни в каких учебных заведениях, и потребность грамотных чиновников была настолько высока, что даже детей крепостных оформляли на работу.

Надо построить здания для новых учреждений, надо обеспечить финансирование.

Реально чтобы создать на уровне одной губернии такую систему, надо было 10-15 лет. Началась реформа не во всех губерниях, т.к. денег не хватало. И к 1796 г. далеко не всё ещё было сделано.

Эта реформа привела к упразднению многих коллегий, т.к. функции этих коллегий были переданы на новые места, на губернский уровень. Екатерина понимала проблему -- а не утратится ли управляемость после этой реформы?

Поэтому появляется институт наместников, или генерал-губернаторов.

2-3 губернии объединяются под властью генерал-губернатора, или наместника. Это 20+ человек. Все Г-Г -- люди заслуженные, как правило военные люди, всех их Екатерина знает лично, это доверенные люди.

Все они имеют право с ней решать какие-то вопросы. Функции генерал0губернаторов нигде никогда не рпописывались, однако полномочия у них самые широкие.

Вплоть до 1917 г. генерал-губернатор -- это лично доверенное лицо царя. Он не связан какими-либо инструкциями.

В России сохраняется неограниченная самодержавная монархия. С другой стороны, монархия получает опору в виде дворян.

 

Появилась школа, типография, где-то театр.

Смысл реформы -- это стимулирование развития провинициальной жизни.

Теперь в твоём Замухрышинске помимо кабака появляются театр, школы, парк. Новые дома, учреждения.

Реформа была грандиозной, требовались деньги, кадры. Перепланировка городов.

"Законная монархия" (просвященная монархия) -- означало, что в сусловиях самодержавной власти необходимо, чтобы основные гос. сословия жили твердых, фундаментальных законов.

Жалованые гамоты городам и дворянству -- это и есть те самые гарантии прав.

Третий такой документ -- "Жалованая грамота государственным крестьянам". Но она в жизнь так и не была приведена.

Никто не может отнять у тебя имение, никто не может сослать тебя в Сибирь без суда.

 

Школьная реформа Екатерины.

Это масштабное предприятие, которое тоже не закончилось при её жизни. К ней долго готовились. Вопрос был не в том, чтобы создать ещё школы. В России нет никакой системы образования. Есть кадетские корпуса, есть Академия Художеств, есть МГУ, но это всё само по себе.

Создание именно системы образования. Не увеличение количетсва школ, а создание системы. А поскольку в России ничего подобного не было, пришлось по опыту Запада строить у себя.

Выбрана была Австрия. Фёдор Иванович Янкович.

 Реформа развернулась в 1786 г. Появилась в результате система среднего образования. Появляется учебный план. Начинают учиться дети одного возраста. Первые типовые учебные программы. По ним заказываются учебники по гос. заказу.

Появляются типы учебных заведений.

Губернии -- "малые народные училища" -- начальное образование.

"Главное народное училище" -- среднее образование.

Нужно создавать для таких школ учителей, которых нет. Появляется учительская семинария, она готовит проф. учителей.

Впервые появляется понятие "учебная мебель". Появляются принадлежности для предметов. Тогда появился классный журнал.

Реформа была расчитана не на высшие слови. Образование было бессословным.

Для дворян -- кадетские корпуса, частные кадетские корпуса, частные пансионы. Но учёба по гос. плану.

Екатерина лично редактировала учебники по истории и обществознанию ("учебник о должностях и....").

В 1785 г. императрица лично явилась на экзамен по истории и начинает тебя экзаменовать.

Женское образование при Екатерине появляется. Появляется "Институт благородных девиц". Там были не только дворянские единицы, но и мещане.

Это первое заведение такое типа, где для девочек будет разработана программа. Второй интитут -- Екатерининский, в Москве (напротив ЦАТРА).

Институты благородных девиц не для аристократии. Это имеет и социальное значение.

Преподавались не только общеобразовательные предметы, но и домоводство.

Екатерина сохраняла строй, но преобразовать надо было так, чтобы страна стала экономический развитой страной. Россия должна стать страной, где живут люди с определенными правами, чтобы действовать, развиваться, проявлять инициативу в рамках нынешней системы.

Будет 300 школ в кон. 18 века. В них будет учиться 25.000 человек. Это далеко не всё, но это начало.

России не хватало среднего класса.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: