БИЛЕТ Дворцовые перевороты Российской империи. Послепетровская эпоха

Петр 1 умер в 1725 г. Он был уникальный, весьма одаренный, трудоголик, работал всю жизнь как лошадь. Смысл его преобразований -- "регулярное государство". Создать образцовый гос. механизм, где будет выстроена система государственных учреждений, кторые будут наполненый квалиффицированными сотрудниками, тчо все будет работать как часы, что для каждой должности, конторы будет созданы уставы и регламенты, окторые определяют круг твоих обязанностей.
Получилось немного не так. С одной стороны, реформы прошли. С другой стороны, мы видим политическую нестабильность.

Возникает некое противоречие. Задача -- создать регулярное гос-во, но получается что-то несколько странное.

Если бы Петр воскрес через 20 лет и увидел бы

Через 25 лет Петру можно было бы сказать, что он сам виноват, т.к. сам всё это устроил.

"Он бы очень огорчился, может, в морду бы дал, у него это было..."

Создавая образцовое гос-во, Пётр сам и создавал условия для последующих потрясений. Не то, чтобы страшных, но тем не менее.

У Петра появилась проблема. Она актуальна и важна в любой монархии. В монархии старого режима (абсолютные, до появления конституции) появляется проблема престолонаследия. В любой монархии престолонаследие и урегулирование этого вопроса -- важнейшее условие политической стабильности. Но в России нет точного и юрид. определенного

Вообще-то его никогда и не существовало. Если его ранее заменяла традиция, а она важнее, чем закон, то это нормальное традиционное развитие не сложилось.

Романовы на протяжении 17 века порядка престолонаследия не установили. Царь объявляет наследника.

Эта проблема достала и Петра. У него был наследник Алексей, но он был сослан, а потом "немножко умер".

Петр Петрович -- ласково "шишечка". Ему даже присягнули, но он тоже немного умер. Остались у Петра девочки. Вторая жена Петра была простолюдинкой.

Елизавета и Анна родились до брака, а это неприлично, это "принцесса второго сорта". Перед Петром встала серьёзная проблема. У его первого сына родился внук, но тогда он был совсем маленький.

Непонятно, кому передавать престол -- маленькому внуку или внебрачным принцессам.

Петр в серед. 10-х годов начинает масштабные реформы, которые к 25-му году не закончены. Кому передавать всё это наследие?

В 1722 г. он издаёт "Устав о престолонаследии". Очень странный документ. Это законодательный акт, который должен установить какой-то порядок. Происходит с точностью до наоборот. Этот закон. акт устанавливает право монарха передать престол кому хочешь. Это одна из серьезных проблем

В любой монархии старого режима такие документы -- важная часть. Король помирает, все знают, кто наследник. Никто не может явиться со стороны и предъявить желание править.

А при Петре нет ни традиции, ни порядка. Это значит, что когда монарх умирает, то право на престол (даже до смерти) имеют все члены его семьи. Даже очень дальние родственники, т.к. закон не определяет наследника, а говорит, что можно отдать престол кому хочешь. Значит, все имеют право. Даже если ты не очень хочешь, твои родственники будут пинать тебя бороться за престол.

Борьба за власть между разными придворными родственниками.

Логика Петра: отстранить плохого человека от власти (сын) и дать власть другому, более хорошему.

Второй момент. Царствование и реформы Петра 1 -- это во многом отказ от предыдущего порядка введения каких-то новых правил, норм, традиций.

Реформы Петра не продолжали традиции, не опирались на них, а наоборот, отвергали то, что было до того.

И некоторые из таких преобразований для современников были потрясения. (Бороды, костюмы и т.д.)

Пётр упразднил патриаршество. Вместо патриарха учреждает Духовную коллегию, или Синод. Издаётся регламент Синода, где написано, что Пётр 1, т.е. государь, царь, император является "крайним судьёй всей духовной коллегии". Это означает, что Пётр 1, светский человек, сам себя назначил главой церкви, а это для того человека было из ряда вон.

В данном случае, перенимая немецкие обычаи, вводя новые правила, праздники, одежду, образ жизни, Пётр просто говорил, что он не совсем православный царь.

В Питере многие улицы прямые, спланированные. Необычная вещь, бросается в глаза.

 1712 году Петербург назначен столицей.

Дома там будут не похожие на московские. Типовое строительство. Здания стали строить не в глубине усадьбы, а на линии улицы.

Сад становится парком (Летний сад).

Пётр -- первый русский царь, на которого стали совершать покушения. Народ думал, что государя подменили, потому что нормальный православный царь так себя вести не может.

Своим поведением, своими реформами, в наиболее традиционной бытовой сфере, Пётр 1 подрывал устойчивость существующего порядка. Это заставляло многих людей (не всех, конечно) возмущаться, это было неприемлемо.

 

Дворцовые перевороты, чаще всего, совершались гвардией. Появилась новая корпорация, которую создал сам Пётр.

Это элитная воинская часть. Полки нестандартного размера, туда отбирают людей, лучшее вооружение, красивая форма, они на два чина выше других таких же чинов, жалование в два раза выше, чем в армии.

Пётр лично сам выбирал и назначал в гвардию. Всех знал в лицо. Гвардия не только охраняла Петра и устраивала манёвры, вместе с ними он ходил на войну (Северная), гвардия участвовала во всех важнейших сражениях. Гвардия стала своеобразным институтом власти.

Пётр вечно давал гвардии поручения, не имевшие отношения к военному делу, и поэтому гвардия стала при Петре чрезвычайным органом управления. Эти солдаты и офицеры делали всё, что было необходимо Петру. Перепись населения, рекрутский набор, послание кого-то с секретным сообщением заграницу, взятки от воевод -- гвардеец посылается, как следователь по доносу расследовать хищения и др. преступления чиновников и т.д.

Гвардейцев посылают, если случается задержка налогов. Они едут и выбивают налоги. При Петре гвардия делала всё. И неслучайно эти гвардейские солдаты и офицеры себя считали не просто отборными военными, они реально понимали, что они вместе с их царём (их полковником) управляют государством. Эта специфика русской гвардии после смерти Петра и подтолкнуло гвардию к участию в полит. борьбе, когда гвардейцы стали думать -- а кто у нас достоин престола? Неслучайно гвардейцы будут участвовать в ДП на стороне того или иного кандидата. Эти люди считали себя с полным основанием людьми государственными. Что они вместе с их Петром отвечают за государство, а значит, к власти нужно привести самого достойного. Это мы и увидим в ЭДП.

Едва ли не самый яркий момент -- ноябрь 1741 г., когда простые солдаты одной роты Преображенского полка совершили дворцовые переворот и принесли (в прямом смысле) во дворец Елизавету Петровну. Арестовали предыдущего императора и сказали Елизавете царствовать.

Именно при Петре завершилось формирование абсолютной монархии в России.

В чём тут проблема? Что самодержавная монархия петровской эпохи -- это механизм, который похож на пирамиду. На вершине становится государь-император, к которому сходятся все нити власти, он только один уполномочен принимать ответственные решения. Оттуда на подданных может снизойти гнев государев, на кого-то милость. Это при том, что власть государя ничем и никак не ограничена. такой механизм во многом обусловлен самой личностью Петра 1. Человек, который был способен работать по 16 ч. в день. Он никогда не учился в школе, но стал одним из самых образованных людей своего времени, хотя образование его было прикладным-техническим. Царь-технарь)0)0

Сам он считал, что владел 14-ю. профессиями, и, в общем, это правда.

Он был дипломированный инженер-кораблестроитель. Для 18 века круче ничего не было. Он прекрасно знал морское дело, мог быть матросом, офицером, капитаном. Он показывал матросам.

Был дипломированным артиллеристом, а это сложно. Пётр был часовщиком, это тоже сложная работа. Был военный инженер. Юрист (не закончил юр. Факультета). Лично писал и редактировал законы (по шесть и более раз, что показывает серьезность его подхода к делу).

Считал себя врачом, любил выдирать зубы. Был ещё патологоанатомом. У Петра был особенность -- мог не спать, как спят нормальные люди.

В любое время дня и ночи поработал, отваливается на 2 часа, встаёт как огурчик. (Было у Наполеона).

Человек целеустремлённый, волевой. Это самодержавная монархия была заточена как бы под Петра. Он мог в любых самых сложных ситуациях одновременно много дел, квалифицированно принимать важные решения в силу кругозора и опыта.

В самодержавной монархии механизм власти во многом зависит от личности императора. Человек везде успевает, за все берется, везде принимает ответственные решения, везде оставляет за собой последнее слово.

Когда оттуда, с вершины пирамиды власти, на тебя спускается гнев или милость, это идет от верхушки, т.к. слишком многое зависит от монарха. Это одна из причин ДП. Если ты хочешь милости, надо влиять на верхушку -- императора.

Это борьба группировок, или партий, за эти самые милости.

Россия стала при Петре великой державой. Пусть и высокой ценой достигли, но это так. Это имело определенные последствия.

ВМФ, армия, выигрыш в Сев. войне. Увеличивался вес России в международных делах. Но это имеет свои последствия..

Если мы от петровской эпохи на 50-70 лет назад в середине 17 века, захочет франц. король повоевать с королем СРИ, их не волнует, что думает п этому поводу царь.

В 18 веке ситуация меняется принципиально. В середине 18 века если французский король хочет повоевать с Пруссией и Австрией, то на чью сторону станет в войне российский император? А у российского императора 300.000 армия. В 17 веке нет интереса, но в 18 веке он уже большой.

Последствия этого -- стремление других европейских держав повлиять на политику петербургского двора. Например, сделать его союзником, чтобы легче бороться со своими противниками. В 18 веке проходит, в числе прочих реформ, реформы дипломатической службы, и у России заграницей, и у иностранных держав в России, появляются постоянные посольства (чего не было в 16-17 вв.). При русском дворе появляются иностранные послы: англ., франц., прусс, швед, саксонский, испанский и т.д. Задача любого посла и государства, который находится в другой стране, проводить политику, максимально благоприятствующую своему гос-ву. В 18 веке мы видим, как эти послы стремятся повлиять на российскую политику в своих интересах. Для этого нужно приобретать сторонников, нужно узнавать какие-то секреты, нужно участвовать в политической борьбе. Это еще один фактор к ДП.

Это есть причины, сделавшие возможными ДП в России. Они приводят к политической нестабильности.

Еще один момент -- масштаб личностей, приходивших к власти.

Екатерина 1 -- простая тётка, служанка. была пленной, потом она пошла по рукам. Потом ее подобрал Петр, она ему понравилась

Кто такая Екатерина Первая? -- профессиональная домохозяйка. Она ничем больше не занималась, но создавала дом для Петра 1. Она была почти что неграмотная. Знала буквы, но...

Большой Дворец -- построен в 1723 г.

Екатерина знала буквы, но тексты составлять была не в состоянии.

Потом приходит Пётр 2. Ему было 11,5.

Анна Иоанновна. Ничего такая тётка, московская царевна. Ей было 18 лет. Пётр 1 выдаёт её замуж за герцога Курляндии (западная Латвия). Её никто не спрашивает. На радостях Пётр так напоил её супруга, что тот скоро помер.

20 лет она прожила бедной вдовой. Ни к каким гос. делам не имела прав.

Вот она стала императрицей.

 

Дочь Петра могла хорошо танцевать, объясняться по-французски, писала по-немецки. Родилась в 1709 году, жила при дворе, пела песенки, развлекалась, якобы писала стихи. В 30 с лишним лет стала императрицей, до этого к гос. делам её не подпускали.

После Петра 1 к власти приходят люди, которым крайне сложно реально управлять государствам и исполнять тот объем работы, который исполнял Пётр 1.

Но государство-то заточено именно под такую работу, петровскую.

 

Как управлять государством, если ты дурак? В прямом смысле, если мешком ударенный.

При раскладе, когда многое зависит от тебя, и никто не, нужны концессионные механизмы, иначе всё перестанет работать.

Когда на престоле появляется женщина, которая не обладает ни опытом, ни

В эту эпоху распространяются такие механизмы.

Уже при императрице Екатерине 1 (правила недолго)

"После 5 часов, как начинала бухать, уже, в общем, приходить к ней с вопросами было бессмысленно".

Правила она недолго. Проблем меньше не стало.

Пи ней появляются сначала нерегулярные заседания совета.

Февраль 1726 г. появляется уже в виде некоего высшего гос. учреждения, не предусмотренного реформами Петра, Верховный Тайный Совет из 6 чел., включавший в себя 6 крупных чиновников, прошедших петровские преобразования его министров, приближенных, людей, обладающих опытом.

Меншиков, П.А. Толстой, Голицын, Остерман. Этот ВТС уже заседает не меньше 3-х раз в неделю, на него и сваливаются административные вопросы.

Они решат все от имени императрицы. Они требуют от нее указов, резолюций. Но они начинают переваривать огромную массу придворных дел. Всё скучно, неинтересно, масса тупых вопросов)00)

При Е1 и П2 будет работать ВТС, он будет брать инициативу в разработке указов, разбирает все эти дела.

ВТС разогнали при Анне Иоанновне (кого казнили, кого сослали -- и было за что). Но при АИ в 1731 г. возникает подобное учреждение -- кабинет министров, люди другие, но смысл тот же самый. Постоянное совещание из трех человек, которое рассматривает и разбирает массу этих административных дел, которые на него ежедневно сваливаются.

Кабинет министров просуществовал до 1741 г. -- при АИ и младенце

Очередной переворот,

министров сослали, кабинет министров разогнали.

При Елизавете Петровне

Конференция при Высочайшем дворе. Название иное, люди иные, а смысл учреждения тот же самый. Появился не сразу,

Семилетняя война принесла много проблем. Конф. при Выс. дворе этими сюжетами и занималась.

Пётр 3 распускает Конференцию, т.к. не любил министров тётки.

Императорский совет -- аналогичное учреждение, но люди другие.

Когда монарх не обладает способностью и опытом, а решать проблемы надо, необходима структура, которая возьмет на себя решение скучных административных вопросов.

Второй механизм -- фаворитизм, расцвет которого приходится на 18 век.

Фаворит -- красавиц мужчина или очаровательная барышня при императоре или императрице.

Фаворитизм был ещё в древности, смысл его не поменялся особо.

В зап. лит-ре есть термин -- "министр фаворит" -- это опр. явление, появляющ. в опр. время для решения опр. задач. Это время -- раннее Новое время, когда по всей Европе происходит процесс становления современного национального государство.

Когда кончается феодализм и начинается Новое время. Это время огромная перестройка. Когда из конгломерата владений нужно создать централизованное гос-во. Задача везде одна, но решаться будет по-разному.

Король классической эпохи 12 века имел не так много дел. Реально он управляет своим доменом, а остальным управляют его вассалы.

Всё это нужно прикрыть и создать "правительство". Задача огромная. Вместо феодальных ополчений создать единую королевскую армию.

В стране надо ввести единую меру, денежную систему, вес, налоги и т.д.

Это колоссальная работа, когда объём такой работы для короля резко увеличивается.

Есть короли-трудоголики, которые ценят такую работу (Филипп 2 Испанский). А есть "нормальные короли", у которых есть свои "Король запрется со своими мушкетиками и скажет "а пошли вы все нафиг".

"А надоест ему суетня, он соберется и уедет на охоту на неделю. "А идите вы все нафиг. И не беспокойте меня, пока я кабанчиков гоняю".

Появляется Кардинал Ришелье.

Людовик 13 не спал с кардиналом Ришелье, но кардинал Ришелье был министром-фаворитом при короле, который делал всё, изложенное выше.

Основатель современной Франции. Создается королевская армия, государство, правительство.

Ришелье проводит и формулирует внешнюю политику Франции, создается систему гос. управления на местах, появляются интенданты (ведают финансами, судом и прочей хренью, которая необходима).

18 век -- расцвет фаворитизма.

Фавориты берут на себя тяжелую задачу создания современного гос-ва, когда резко возрастает объём работы, появляются трудности.

Не все фавориты заканчивали счастливо.

Появляется какая-никакая бюрократия. Бюрократы не обладают неограниченными полномочиями.

Появляются фавориты как должность при дворе, имеющие сугубо узкую направленность. В неё вступают, из неё уходят.

В Московском гос-ве задачи те же. Но московский двор достаточно патриархальный. При Михаиле Фёдоровиче правил Филарет. При Алексее Михайловиче -- Никон.

При Петре фаворитов не было.

Фаворит -- это человек, не просто любимец царя, который…

Меншиков при Екатерине 1 и в начале Петра 2 становится первой фигурой в гос-ве, у него не получилось. Но когда он становится рядом с троном, он посватал свою дочку за Петра 2, он реально глава государства, но у него нет твёрдой почвы под ногами. Он оказался неспособен быть главой государства.

Первый фаворит -- Э.И. Бирон.

Анну встретили в России плохо, пытались ограничить её власть.

Для неё после укрепления власти было важно окружить себя близкими людьми.

Бирон, сомнительного происхождения, не дворянин, становится оберкамергинером двора. Но это всё. Он не должностное лицо, не занимает постов, не подписывает никаких бумаг, никаких документов. Потом его сошлют нафиг, после него остался архив.

Оберкамергер двора -- начальник двора при императрице.

Бирон на самом деле ведал делами типа с кем императрице обедать, на кого охотиться и т.д.

Через фаворита проходят все бумаги.

А.Г. Разумовский -- первый фаворит при Екатерине 2. Занимался охраной государыни.

Иван Шувалов -- камергер двора. Минкульт. России. Фаворит Елизаветы Петровны.

Потёмкин -- в 80-е годы "второй государь".

 

Запускаются эти механизмы, которые позволяют даже очень неспособному государю управлять государством. Но совсем передать всё фаворитам и министрам невозможно. Если ты всё сложишь на плечи всех, то тебя сочтут никем.

Есть бумаги кабинета министров. Мы видим, что

1736 г. -- министры издали 724 указа, а Анна Иоанновна своих именных указов -- 135.

Министры наложили 584 резолюции, а Анна -- 108 высочайших резолюций.

Министры работают больше, но Анна не отстранялась от власти.

Анна -- назначение на высшие гос. посты и произведения в высокие чины.

У АИ есть своё личное хоз-во, дворцовое хоз-во. Охота, резиденции и т.д.

Напрямую общение с послами, если идёт война, то главнокомандующий пишет лично императрице.

Посланцы докладывают обо всём императрице, несмотря на то, что на местах есть самоуправление.

Тайная канцелярия -- полит. сыск, под личным контролем императрицы. Все полит. дела под её личным контролем. Каждую неделю ей докладывают, как и что.

АИ въезжает в какие-то документы.

Гвардия под личным контролем императрицы.

Крестит детей Подарки, смотры, награждения.

Поток милостей. Императорский двор -- это правительственный распределитель благ. Императрица им

Пенсион -- личные деньги. Это награждение деревнями, "просьба о материальной помощи".

 

Русский город 18 века.

Город как структура, как организация принципиально не изменился.

Все города как были, так и остались казёнными. На Руси нет феномена "вольного города". Новгород не считаем, т.к. это не город, а государство.

Во главе город стоит коронная администрация, которая является судебной и административной властью для всех.

Посадские люди -- горожане. Есть купечество. Стало даже хуже, пожалуй.

До горожан проще добраться, так что им придётся даже хуже.

В 1699 г. -- учреждение ратуш. Продолжалось всё это несколько лет, но потом кончились деньги.

Петровские реформы -- это 20-е годы 18 века.

Реформы довольно продуманные. Пётр хотел прогресса.

Посадские люди -- 2%. Помимо них в городе несчитанное количество крестьян. В городе живут те, которые вообще никуда не попадают. Их называли "казаки" (не донские), "гулящие люди", "ярыжки". Они не дворяне, не крестьяне, не посадские, не купцы, но и не беглые холопы, они не имеют недвижимости в городе, но в городе всегда есть работа.

В Англии горожан 25%, в Голландии -- 40%. Но это самое урбанизированное место.

В Твери было 6,500 тыс. человек, провинциальный город, это много на то время. В Торжке, не провинциальном  торговом городе -- 5000 человек. В остальных городах -- 2-3 тыс. человек.

В начале 20-х годов -- реформа городского управления. Внешне по западно-европейскому образцу. Появляются новые структуры, слова. Есть купеческие гильдии -- корпоративное объединение. Ремесленные цехи -- ремесленники объединяются. Магистрат.

Пётр не очень любил Россию. Вроде всё как в Европе, но это лишь маска.

Магистрат -- городское самоуправление.

Цех -- корпоративное объединение. Качество продукции, защита своего рынка, отстаивание прав при столкновении с каким-либо институтом (дворяне, епископы и т.д.)

Цеха работали лучше всех в Петербурге, т.к. там было много иностранцев, им привычнее.

 

Перед нами неестественные органы, сложенные исторически, а есть гос. структуры, в которые вас следовало записать.

Русский город не делал свободного крестьянина, который туда пришёл (в смысле "сбежал").

Теперь крестьянам можно записываться в посад, но для этого нужен бизнес в 500 рублей (а это дико много тогда). При этом ты уплачиваешь двойную подушную подать -- как крестьянин и как горожанин.

Магистрат становится судом первой инстанции для горожан. Реально же все эти гор. структуры означали, что в условиях слабости гос. аппарата -- это бесплатное исполнение этими городскими властями государственных служб.

Остаются прежние повинности -- ремонт городских укреплений, строительство казенных зданий (воеводский двор, тьма). Это механизм сбора налогов. Реально в жизни этим занимается не государство, а магистрат.

Если в город приезжают драгуны, то их нужно размещать в своих домах за бесплатно.

Городам при Петре (не считая Москвы и Петербурга) было тяжко.

И при Петре, и после него охарактеризовать русский город сложно. У нас очень быстро растет Петербург, у нас сохраняются типы портовых городов (Архангельск, Рига), у нас развиваются города, которые вырастают вокруг промышленных предприятий (заводской Урал (Нижний Тагил, Барнаул, Екатеринбург)).

Выход на Балтику, торговля -- стимулируют развитие городов, находящихся на этих путях.

Агрогорода -- юридически это город с посадскими людьми, которые занимаются земледелием или промыслов (рыболовство).

Если в городе хочется заделывать яму, то заделывайте сами, на свои деньги.

Не хотите, чтоб вас убивали и грабили -- дежурьте на улице. За свой счёт, в своё удовольствие.

 

Всё это тормозит развитие города.

Пётр стремился, чтобы в России делали хороший шёлк. Но не получилось. Производство полу ремесленное, нужно много квалификации.

 

Екатерина 2 -- создание новой городской инфраструктуры. Десятки и сотни новых городов.

Город при Екатерине становится юридическим лицом: може владеть имуществом, заключать сделки, создавать производство, вступать в договоры.

Впервые появляются городские главы.

 

Для купечества существовали льготы. Купечество -- люди податные. Подушную подать не платят дворянство и духовенство.

Купцы стали платить больше, но им стало лучше, что они статусом выше остальных.

Разрешение покупать людей для сдачи в рекруты.

Появляются награды, разного рода медали, почётные звания.

60% агрогородов.

4,2% -- городское население. Процесс урбанизации пойдёт в другую эпоху (конец 19 -- нач. 20 века). Это будет рывок.

В 18 веке развитие есть, но идёт оно достаточно медленно. Город, по сути дела, до преобразований Екатерины 2 остаё1тся придатком административного направления, когда цехи, гильдии и магистраты не соответствуют тому, какие они есть в Европе.




double arrow
Сейчас читают про: