БИЛЕТ. Гражданская служба в Российской империи

 

Другим элементом монархии 18 столетия была бюрократия.

Появляется документ, регламинтирующий работу гос. учереждений -- Генеральный регламент 1720 года. Существует примерно 100 лет. Обязанности, время работы, отпуска (как законное явление), служебные инструкции и многое другое.

Статская служба менее почётна, чем военная.

Реформ (даже при всём их количестве) банально не хватало. В 18 веке никого не учили, с кадрами очень плохо. Чтобы укомплектовать коллегии, приходилось выписывать и нанимать за иностранные деньги иностранных специалистов, им платили в 2 раза больше, чем русским. "Иноземническое жалование". Их было очень немного.

В 1725 г. у нас есть 1189 классных чиновников, т.е. имеющих чин по Табели о рангах с 14 по 2, и 3685 человек -- "приказные люди" -- канцеляристы, подконцеляристы и коперисты. Это люди, которые работают в гос. учреждениях, иногда выполняют очень ответственную работу, но у них нет чина по Табели о рангах.

И это НА ВСЮ РОССИЮ.

15 млн во всей России (примерно).

Проблема петровской эпохи -- нехватка кадров. Если центральный аппарат управления -- Сенат и Коллегии. Там хорошие кадры. Местный аппарат (деревни, провинции, уезды) -- огромные проблемы, кадров не хватает.

В 1730-х годах вводит очень сложная система отчётности. Объём работы возрастает, а кадров нет. С квалификацией тоже сложно.

Кто идёт в чиновники? "Разночинцы".

Разночинец -- это, допустим, сын чиновника, который не имеет класса по Табели о рангах. Сын священника или диакона, который не унаследовал службу отца. Те же солдатские дети.

На службу в гос. аппарат охотно брали грамотных.

Неудачи петровских реформ связаны с недостаточных количеством квалифицированных кадров.

Армия в 18 столетии в силу слабости гос. аппарата она выполняет задачи совсем не военные, а административные. Это означает, что военным постоянно поручают задания, которые должны выполнять статские чиновники.

Перепись проводили военные, подушную подать собирали военные. Не налоговые инспектора, их не было, а военные.

Полиции как особой кадровой системы не существовало. Уголовного розыка в современном виде не существует.

Генерал набирает себе команду и идёт разбираться с ворами и разбойниками.

Чрезвычайная структура -- гвардия. Специфика -- они не только воюют, но и явлуяся чрезвычайным кадровым резервом. Они делали в прямом смысле всё, что прикажут.

Только при Александре 1 в 1802 г. будет закон, который запрещает начальникам бить чиновников. А в 18 веке дать затрещину -- это нормально.

В 1716 г. Пётр пригрозил царевичу Алексею, что лишит его престола и пострижёт в монахи.

Жалования служащим при Петре не выдавалось, или выдавалось, когда появятся деньги. Но с жалованием у военных тоже было печально, поэтому, когда появляются деньги, платят сначала им, на штатских редко что оставалось. До 60-х годов жалование просили.

После смерти Петра Верховный тайных совет начинает рассматривать вопрос о том, что делать сэтой ситуацией. Целый ряд реформ сворачивается. Была ликвидирована система судебных учреждений Петра. Были отменены должности и структуры, возникшие в ходе второй губернской реформы, когда создалась трехзвенная система управления (губернии-провинции-дистрикты (уезды)). Систему эту создать так и не успели, а потом поняли, что денег на ее создания в принципе нет. Трехзвенная структура осталась, но количество должностей и учреждений сократили, очень упростив систему.

В итоге с 1727 года жалование стали платить в центральных учреждениях. Платили военным. Но чиновникам провинциальным (кроме губернаторов и губернских концелярий) было решено вообще не платить - это и узаконили. Жить они должны были на акциденции - когда в гос.учреждение приходит человек, он платит за оказываемую услугу.

При Петре было порядка 5000 чиновников, при Елизавете - 7500 тысяч.

Верхушка государственного аппарата:

Генералитет (и военные, и гражданские чины 1-4 классов), статских 145 (2,5%): сенаторы, губернаторы, президенты коллегий, генерал-прокурор, канцлер... Почти все эти люди принадлежат к старинным дворянским фамилиям. Все они помещики, получают жалование (низший оклад - порядка 1800 руб. в год). Принимают решения.

Чиновники с 5-8 классов: вице-призеденты, советники и ассессоры коллегий, прокуроры (центральный уровень); воеводы, полицмейстеры, городничие (в провинциях). Они тоже дворяне. Самая работоспособная часть аппарата. Те, кто готовит решения, вносят предложения. Около 1500. Помещики средней руки.

Низший слой - чиновники 9-14 классов. Самая многочисленная часть аппарата. Выполняют черновую работу. 60% не имеют крестьян, многие по происхождению не дворяне. Они очень много работают (рабочий день мог продолжаться 14-15 часов). Все равно ничего не успевали (после петровских реформ значительно увеличился объем работы, количество бумаг, сложность формуляров).

С 8 чина (колежский ассессор) давалось потомственное дворянство.

Средние чины получали 300-600 рублей. У низших чинов жалование официально есть, но в провинциях его не платят. В центральных губерниях иногда платят - 40-150 рублей. Прожиточный уровень при Петре для одного человека - 26 руб. в год.

У Алексея Петровича Бесстужева-Рюмина при Елизавете было жалование 7000 рублей, при этом у него было около 5000 крепостных. Михаил Илларионович Воронцов получал 6000 рублей, но у него было 8000 душ.

Как и для военных, возможные награды: денежные выдачи, получение крестьян, но касалось это высших чинов.

Ситуация стала меняться при Екатерине. В 1764 году были приняты новые штаты имерии, было повышено жалование и его стали реально платить, регулярно 3 раза в год. Впервые появляется понятие "пенсия". До Екатерины пенсион означал личную милость государя (платился из личных, а не государственных средств). С 60-х годов пенсия перестает быть личной милостью императора, но тем, что полагается от государства за 35 лет беспорочной службы. 

Губернская реформа 1775 года создала новую систему местного управления. КОличество чиновников начинает увеличиваться и достигает 16,5 тысяч на 36 млн. населения в конце царствования Екатерины. Впервые удалось создать систему местных государственных учреждений, был создан более или менее эффективный механизм управления. Завершается процесс централизации государства.

В 1790 году выходит закон, который устонавливает следующих порядок: на статской службе следующий чин дается через 3 года службы (можно раньше, но за особые заслуги), но для получения 8 класса дворянин служит те же 3 года, а недворянин - 12 лет.

Первые три четверти 18 века армия привлекалась для решения административных задач. Переписи, ревизии, иногда сбор налогов, борьба с правонарушениями.

Гвардейских полков при Петре два, при Анне -- 4.

По выходе в отставку офицеры продолжали носить мундир.

Петр пытался сделать гражданскую службу не менее престижной, но денег не хватало.

При Екатерине появились награды для чиновников - Орден св. Владимира, св. Анны, св. Станислава.

 




double arrow
Сейчас читают про: