double arrow

Тема 8. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ.

Тема 8. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ.

1. Понятие и источники права международных организаций.

 

2. Компетенция, полномочия и функции международных организаций.

 

3. Членство в международных организациях.

 

4. Органы международных организаций.

 

5. ООН – правовой статус, структура.

1. Право международных организаций – совокупность международно-правовых норм, регламентирующих статус международных (межправительственных) организаций и объединений, их субъектный состав, структуру, полномочия и порядок деятельности органов, юридическую силу их актов.

 

Под давлением требований жизни происходят изменения в функциях организаций без изменения их уставов, растут их полномочия и влияние на государства. Расширяется сфера деятельности, которая охватывает все новые области, совершенствуется их механизм. Вместе с тем становятся все более серьезными и стоящие перед организациями задачи, а это, в свою очередь, диктует необходимость новых методов. Все чаще приходится думать не об урегулировании свершившегося, а о предотвращении нежелательного развития, способного привести к катастрофе. В докладе Генерального секретаря ООН Совету Безопасности “Повестка дня для мира” подчеркивается значение так называемой превентивной дипломатии.

 

Растет число и роль обычных норм в этой отрасли. Особое место среди источников их права занимает внутреннее право международных организаций. Устав не в состоянии урегулировать все вопросы, связанные с деятельностью организации. Поэтому решение значительного объема конкретных вопросов внутренней деятельности предоставляется самой организации, органу. К таким вопросам относятся процедурные правила, правила, регулирующие деятельность персонала, и др.

 

Внутреннее право международных организаций регулирует внутриорганизационную деятельность, а не отношения между государствами. Организации не наделены правом создавать нормы международного права. Поэтому их внутреннее право не обладает качествами международного права. Оно обладает специфической обязательной силой, необходимой для регулирования внутриорганизационной деятельности. Его соблюдение обеспечивается средствами самой организации. Таким образом, речь идет об особой разновидности международных норм, объектом которой являются внутриорганизационные отношения, в том числе и с участием физических лиц. В одном случае они относятся к административному праву организаций, в другом – к их трудовому праву.

 

2.Международная организация – учрежденная международным договором организация, призванная координировать действия государств-членов в соответствии с предоставленными ей полномочиями. Учреждается организация международным договором, который чаще всего называется уставом. В силу этого к уставу применяется право международных договоров. Под правилами организации понимается не только сам устав, но и принятые в соответствии с ним решения и резолюции, а также установившаяся практика организации.

 

Компетенция международной организации – объект или сфера ее деятельности, определяемые полномочия, данными ей государствами-участниками. Рост потребности в повышении уровня управляемости международной системой определяет расширение полномочий организаций, которые в основном определены уставами. Пересмотр уставов – дело сложное. Выход найден в реальном развитии их содержания. В этих целях используются два основных средства: подразумеваемые полномочия и динамичное толкование уставов. Подразумеваемые полномочия (implied powers) – дополнительные полномочия организации, которые прямо ее уставом не предусмотрены, но необходимы для достижения поставленных им целей. На такие полномочия ссылаются международные договоры. Они нашли подтверждение и в решениях Международного Суда.

 

Основные фазы деятельности организации: регулирующие, контрольные, оперативные. Регулирующая функция является сегодня наиболее важной. Она состоит в принятии решений, определяющих цели, принципы, правила поведения государств-членов. Весьма существенны функции легитимации и делегитимации. Первая состоит в подтверждении значения нормы, что усиливает ее эффективность. Вторая – в признании нормы, не отвечающей требованиям жизни. Достаточно указать на резолюции ООН, осуществившие делегитимацию целого комплекса обычных и договорных норм, лежавших в основе колониальной системы. Контрольные функции состоят в осуществлении контроля за соответствием поведения государств нормам международного права, а также резолюциям. В этих целях организации вправе собирать и анализировать соответствующую информацию, обсуждать ее и выражать свое мнение в резолюциях. Оперативные функции заключаются в достижении целей собственными средствами организации. В подавляющем большинстве случаев организация воздействует на реальность через суверенные государства-члены.

 

3. Характерная черта международных организаций состоит в том, что их членами являются только суверенные государства, именно государства, а не их органы, несмотря на то, что такие организации зачастую именуют межправительственным. Не могут быть членами международной организации части государства. Все члены равноправно участвуют в работе органов организации и несут ответственность за ее деятельность. Они делают взносы в бюджет организации.

 

После Второй мировой войны колониальные страны не отвечали требованиям, предъявляемым к членам международных организаций, но были заинтересованы в деятельности организаций. Для решения проблемы было использовано ассоциированное членство. От полного членства оно отличается отсутствием права участвовать в голосовании и быть избранным в исполнительные органы. В наше время ассоциированное членство используется в тех случаях, когда полное членство по тем или иным причинам временно или постоянно невозможно. Так, страны Восточной Европы прошли через этап ассоциированного членства в Совете Европы.

 

Существует статус наблюдателя. Он предоставляется государствам-нечленам или государствам-членам, которые не вошли в состав органа организации. Швейцария была представлена наблюдателями на многих сессиях Генеральной Ассамблеи ООН. Большинство членов ООН направляют своих наблюдателей на заседания Совета Безопасности. Статус наблюдателя был предоставлен ООН ряду национально-освободительных движений. Зачастую неправительственным организациям предоставляется консультативный статус, который близок статусу наблюдателя. Такая практика типична для Экономического и Социального Совета ООН.

 

Членство прекращается с ликвидацией организации или самого государства-члена. Членство не переходит в порядке правопреемства. Россия заняла место СССР не как правопреемник, а как государство – продолжатель СССР. Членство может быть прекращено в результате выхода из организации, что предусмотрено уставами многих организаций.

 

Уставы многих организаций предусматривают возможность исключения из числа членов. В противном случае исключение недопустимо. В таком случае можно не допустить нарушающее устав государство к участию в работе организации, отказавшись признать полномочия его представителей, разумеется, временно, что равносильно приостановлению членства.

 

4. Для осуществления своих функций организации обладают соответствующим механизмом. Его основу составляют органы организации. Орган международной организации – составная часть международной организации, созданная на основании учредительного или иного акта международной организации, наделенная соответствующими компетенциями, полномочиями и функциями, обладающая внутренней структурой и составом, с порядком принятия решений, с закрепленным правовым статусом.

 

Организации обладают высшим органом, в котором представлены все члены. Называется он по-разному: ассамблея, конференция, конгресс и др. “Генеральная ассамблея” буквально означает “общее собрание”. В универсальных организациях эти органы многочисленны и призваны принимать решения лишь по основным вопросам. Для подготовки резолюций пленарного органа создаются комиссии и комитеты общего состава, работающие во время сессии высшего органа.

 

В большинстве организаций органы состоят из представителей государств. В некоторых случаях в целях обеспечения беспристрастности создаются органы, членами которых являются не государства, а специалисты, избираемые в личном качестве. Такими являются главным образом судебные органы. Таким же образом формируется и Комиссия международного права ООН. В некоторых организациях существуют парламентские органы. В случаях, когда государства передают осуществление части своих властных полномочий международным организациям, национальные парламенты утрачивают контроль за этим.

 

В целях компенсации, а также во имя демократического представительства и создаются парламентские органы. Они либо непосредственно избираются на выборах в странах-членах (Европейский союз), либо назначаются национальными парламентами (Совет Европы). В большинстве случаев эти органы ограничиваются обсуждением и принятием рекомендаций.

 

Особое место занимают судебные органы. Различные их виды могут решать споры между государствами, проверять правомерность решений организации и осуществлять административную юрисдикцию в отношении персонала. Все организации имеют секретариат, который выполняет большую работу по обслуживанию организации. Возглавляется он главным административным лицом (генеральным секретарем или генеральным директором), которое избирается высшим органом на определенный срок. Основная работа секретариата выполняется служащими, работающими на постоянной основе.

 

5. ООН – универсальная международная организация, имеющая в своем составе более 180 государств. Она является неотъемлемой частью современного миропорядка, в формировании которого ей принадлежит важная роль и представляет собой ядро глобальной системы международных организаций. Главнейшая цель ООН – поддержание международного мира и безопасности и принятие эффективных мер для предотвращения угрозы миру, разрешение мировыми средствами международных споров: развитие дружеских отношений между народами и другое.

 

«Предыдущая

Страница 7

Главные органы ООН – Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Международный Суд, Совет по опеке, Секретариат.

 

Генеральная Ассамблея – наиболее представительный орган ООН, обладающий самой широкой компетенцией. Широта компетенции Ассамблеи проявляется, прежде всего, в праве обсуждать любые вопросы или дела в пределах Устава. Кроме того, она может обсуждать вопросы, относящиеся к полномочиям любого органа ООН. В результате рассмотрения она дает рекомендации как членам Организации, так и ее органам, включая Совет Безопасности.

 

Совет Безопасности (СБ) занимает уникальное положение не только в ООН, но и во всей системе международных организаций, на него возложена главная ответственность за поддержание мира и безопасности. Решения СБ по определенным вопросам обладают юридически обязательной силой. Особого внимания заслуживает то обстоятельство, что Совет является главным исполнительным органом ООН. СБ определяет наличие любой угрозы миру, нарушения мира или акта агрессии. Само по себе такое определение может иметь юридические последствия, давая угрожаемому или подвергшемуся агрессии государству право на содействие ООН в обеспечении его интересов. В случае, если Совет сочтет, что невоенные меры недостаточны, он может применить воздействие вооруженными силами, которые включают демонстрацию, блокаду и другие операции воздушных, морских или сухопутных сил государств-членов (ст. 42). С учетом роли и полномочий определен состав СБ, он состоит из 15 членов: 5 постоянных (Китай, Франция, Россия, Великобритания и США) и 10 непостоянных. Последние избираются Генеральной Ассамблеей сроком на 2 года и не могут быть немедленно переизбраны. Решения по процедурным вопросам принимаются большинством в 9 голосов. По другим вопросам также необходимо собрать не менее 9 голосов, но это число должно обязательно включать голоса постоянных членов. Неучастие в голосовании постоянного члена не препятствует принятию решения. Такова формула принципа единогласия великих держав, который служит одной из основ Совета Безопасности. Говорят также о праве вето, поскольку любой постоянный член может воспрепятствовать принятию резолюции.

 

Экономический и Социальный Совет (ЭКОСОС) несет ответственность за выполнение функций, изложенных в главе IX “Международное экономическое и социальное сотрудничество”. Он состоит из 54 членов, избираемых ежегодно Генеральной Ассамблеей сроком на три года. Таким образом обеспечивается постепенное обновление состава и преемственность в работе. Допускается немедленное переизбрание. ЭКОСОС предпринимает исследования и составляет доклады по международным вопросам во многих важнейших областях: экономике, социальной сфере, культуре, образовании, здравоохранении и аналогичных областях.

 

Совет по опеке был учрежден для контроля за системой опеки. Уже к 1975 г. все бывшие подопечные территории обрели независимость, за исключением Микронезии (опека США). В результате отпала необходимость в Совете по опеке.

 

Секретариат – весьма важный орган ООН. Персонал Секретариата назначается Генеральным секретарем. При этом должно уделяться внимание подбору Персонала на возможно более широкой географической основе. Главная функция Секретариата состоит в обслуживании деятельности ООН, включая подготовку необходимых материалов и содействие реализации резолюций ее органов. В общем от Секретариата в немалой мере зависит результативность деятельности Организации.

 

Международный суд – главный судебный орган ООН, действующий в соответствии с гл. ХIV Устава ООН и статутом международного суда. Все члены ООН – участники этого статута. Государство-нечлен может стать участником Статута на условиях, определяемых Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности. Суд состоит из 15 судей, которые избираются Ассамблеей и Советом Безопасности сроком на 9 лет.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: