Тема 10. Право вооруженных конфликтов

Тема 10. ПРАВО ВООРУЖЕННЫХ КОНФЛИКТОВ.

1. Понятие и источники международного гуманитарного права.

 

2. Правовое регулирование начала военных действий.

 

3. Участники вооруженных конфликтов.

 

4. Театр войны.

 

5. Защита жертв войны.

 

6. Защита гражданских объектов и культурных ценностей.

 

7. Запрещенные методы и средства войны.

 

8. Прекращение войны.

 

1. Международное гуманитарное право (МГП) – совокупность договорных и обычных международно-правовых норм и принципов, специально предназначенных для применения в вооруженных конфликтах и ограничивающих свободу воюющих сторон в выборе средств и методов ведения военных действий (Гаагское право) и норм, защищающих население и имущество, затронутое военными действиями (Женевское право). Предметом регулирования этой отрасли являются, прежде всего, международные вооруженные конфликты, а также определенные аспекты вооруженных конфликтов немеждународного характера.

 

Соответствующие международно-правовые акты разрабатывались на протяжении последних ста с лишним лет, начиная с Петербургской Декларации 1868 г. об отмене употребления взрывчатых и зажигательных пуль и комплекса Гаагских конвенций 1899 и 1907 гг., в том числе о неупотреблении определенных видов пуль и снарядов, о законах и обычаях сухопутной и морской войны. Основы современного МГП – наиболее универсальный свод правовых документов; который обставляют четыре Женевские конвенции 1949 года и два Дополнительных протокола к ним 1977 года.

 

МП различает вооруженные конфликты. Вооруженный конфликт международного характера – столкновение между вооруженными силами государств, вооруженными силами национально-освободительного движения и метрополиями, вооруженными силами восставшей стороны и вооруженными силами другого государства. Вооруженный конфликт немеждународного характера – любые вооруженные действия на территории какого-либо государства между его вооруженными силами и антиправительственными вооруженными силами и организованными вооруженными группами при условии наличия ответственного командования, соблюдения законов и обычаев войны, ведения непрерывных и согласованных военных-действий и осуществления контроля над частью территории.

 

В числе основных современных источников рассматриваемой отрасли международного права: Женевские конвенции от 12 августа 1949 г. о защите жертв войны:

 

1) об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях;

 

2) об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море;

 

3) об обращении с военнопленными;

 

4) о защите гражданского населения во время войны; Дополнительные протоколы к Женевским конвенциям от 8 июня 1977 г.: О защите жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол I), О защите жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера (Протокол II); Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта от 14 мая 1954 г.

 

Самостоятельный комплекс образуют конвенции, во-первых, запрещающие оружие массового уничтожения, – Конвенция о запрещении разработки производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении 1972 г., Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожении 1993 г.; либо, во-вторых, запрещающие или ограничивающие применение в военных действиях определенных видов обычного оружия, – Конвенция о запрещении или ограничении применения конкретных видов обычного оружия, которые могут считаться носящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие, 1981 г., и протоколы к этой Конвенции               (о необнаруживаемых осколках, о запрещении или ограничении применения мин, мин-ловушек и других устройств, о запрещении или ограничении применения зажигательного оружия).

 

2. Предпринятые государством военные действия означают начало состояния войны для участвующих в конфликте государств и обусловливают необходимость соблюдения международных правил ведения войны. Обычаи войны с древних времен устанавливали, что началу военных действий должно предшествовать объявление войны. Одна из Гаагских конвенций 1907 г. превратила это правило в договорную норму. Военные действия между сторонами не должны начинаться без предварительного и недвусмысленного предупреждения. Однако, с точки зрения современного международного права, само объявление войны не оправдывает данное государство и не освобождает от ответственности за акт агрессии, равно как и начало военных действий без объявления войны.

 

Объявление войны или ее ведение без такого акта влекут за собой определенные последствия в отношениях между воюющими государствами, включая соблюдение правил ведения войны.

 

Начало войны, как правило, прерывает дипломатические и консульские отношения между государствами, вступившими в войну. Двусторонние политические и экономические договоры, рассчитанные на мирное сотрудничество, теряют силу либо приостанавливаются. Торговые сделки с юридическими и физическими лицами неприятельских государств, как и виды сношений личного и коммерческого характера между гражданами воюющих государств, запрещаются.

 

В отношении граждан неприятельского государства, пребывающих на их территории, применяются различные ограничения, включая интернирование или принудительное проживание на период войны в определенном районе. Имущество, принадлежащее непосредственно вражескому государству (государственная собственность), конфискуется, за исключением имущества дипломатических и консульских представительств. Частная собственность (собственность граждан) в принципе считается неприкосновенной.

 

3. Международное право вводит принципиальное различие между вооруженными силами и не участвующим в военных действиях гражданским населением. Законными участниками войны являются сражающиеся, комбатанты – любые лица, входящие в состав вооруженных сил и имеющие право непосредственно принимать участие в боевых действия.

 

Некомбатанты – лица, входящие в состав вооруженных сил обеспечивающие и обслуживающие их боевую деятельность, которые применяют оружие только для самообороны. Статус медицинского персонала, находящегося под защитой Женевской конвенции, (включая медицинские подразделения и транспорт) не может быть использован для маскировки военных операций; имеющие его лица не могут быть военнопленными. Особую категорию в правовом отношении представляют военные советники и инструкторы – лица, направляемые в другое государство на основе двусторонних соглашений для оказания помощи в создании вооруженных сил, подготовки военных кадров, обучения войск, но непосредственного участия в боевых действиях не принимающие.

 

В соответствии с действующими международными нормами в состав вооруженных сил (регулярных и нерегулярных) входят части и соединения сухопутных, морских, воздушных сил, а также войска милиции (полиции), безопасности, добровольческие отряды, отряды ополчения, личный состав организованного движения сопротивления (партизаны). К числу законно воюющих относятся также лица, сопровождающие армию, но не входящие непосредственно в состав вооруженных сил, а именно: гражданские лица, включенные в экипажи военных самолетов, военные корреспонденты, личный состав рабочих команд или служб, на которые возложено бытовое обслуживание вооруженных сил, при условии, что они получили соответствующее разрешение и удостоверение личности. Население неоккупированной территории, которое по собственному почину берется за оружие для борьбы с вторгающимися войсками, не успев сформироваться в регулярные части, также пользуется правами сражающихся.

 

Все указанные категории сражающихся из отрядов ополчения, партизан, сопротивления рассматриваются в качестве законных участников войны, если они удовлетворяют следующим условиям, предусмотренным конвенциями: 1) имеют во главе лицо, ответственное за своих подчиненных; 2) имеют определенный и ясно видимый издали отличительный знак; 3) открыто носят оружие; 4) соблюдают в своих действиях законы и обычаи войны. Очевидно, что некоторые пункты не всегда согласуются с условиями партизанской войны на оккупированной территории.

 

Понятием добровольческих отрядов охватываются лица, изъявившие желание выехать за пределы своей страны и принять участие в боевых действиях на стороне народа иностранного государства, борющегося за свободу и независимость. От добровольческих отрядов (добровольцев) принципиально отличаются наемники – лица, вступающие за плату в вооруженную борьбу, они не находятся под покровительством международного гуманитарного права, не являются комбатантами и наказываются как уголовные преступники. Наемник не имеет права на статус комбатанта или военнопленного и не находится под покровительством норм международного права. Парламентер – лицо, уполномоченное военным командованием на ведение переговоров с военным командованием неприятеля; обладает особым правовым статусом, его отличительным знаком является белый флаг.

 

4. С международно-политической и военно-политической точек зрения существуют различия в определении пространственной сферы вооруженного конфликта или войны. Театр военных действий – определенная территория и прилегающие к ней морские и воздушные пространства, где предполагаются или ведутся военные действия; обычно часть театра войны. Театр войны – один или несколько театров военных действий с примыкающим тылом и коммуникациями воюющих государств. Если военные действия носят локальный характер, территория театра войны может совпадать с территорией театра военных действий.

 

С международно-правовой точки зрения пространственная сфера вооруженного конфликта – театр войны или военных действий употребляются как синонимы. Театр войны – вся территория воюющих государств (сухопутная, морская и воздушное пространство над ними), на которой они потенциально могут вести военные действия, за исключением точно определенных изъятий, устанавливаемых действующими нормами международного права. Театр военных действий на море – пространство, включающее внутренние и территориальные воды воюющих государств, прилежащие и экономические зоны, а также воды открытого моря, которые должны быть ограничены военными и блокадными зонами, и воздушное пространство над ними.

 

Территория нейтральных государств, а также пространства, которые международным правом признаны демилитаризованными (Антарктика, космическое пространство, включая Луну и другие небесные тела, международные каналы), не могут использоваться в качестве театра военных действий.

 

Воюющим государствам запрещается проводить через территорию нейтрального государства войска и военный транспорт. На своей территории нейтральное государство имеет право защищать нейтралитет всеми имеющимися средствами, вплоть до применения вооруженных сил.

 

5. Жертвы войны – лица, которые не принимают участия в военных действиях или прекратили такое участие с определенного момента: раненые, больные в действующей армии; лица, потерпевшие кораблекрушение; из состава вооруженных сил, военнопленные; гражданское население, в том числе на оккупированной территории. В настоящее время основными актами международного гуманитарного права в области защиты жертв войны являются четыре Женевских конвенции 1949 г., проекты которых были подготовлены при участии Международного комитета Красного Креста, а также два дополнительных протокола к ним 1977 г. Режим раненых и больных определен двумя названными выше Конвенциями 1949 г. – об улучшении участи раненых и больных в действующих армиях и об улучшении участи раненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных сил на море, причем термин “раненые и больные” включает лиц, как из числа комбатантов, так и гражданских лиц, которые нуждаются в медицинской помощи или уходе.

 

Конвенции запрещают в отношении раненых и больных лиц следующие действия: а) посягательство на жизнь и физическую неприкосновенность; б) взятие заложников; в) посягательство на человеческое достоинство; г) осуждение и применение наказания без предварительного судебного решения, вынесенного надлежащим образом учрежденным судом.

 

Раненые и больные воюющей армии, попавшие во власть неприятеля, считаются военнопленными и к ним должен применяться режим военного плена. Медицинские учреждения и медицинский персонал пользуются уважением и защитой и не могут быть объектом нападения. Режим военного плена представляет совокупность правовых норм, регулирующих положение военнопленных.

 

Согласно ст. 4 Женевской конвенции об обращении с военнопленными 1949 г., к ним относятся лица из состава регулярных и нерегулярных вооруженных сил, попавшие во власть неприятеля, т. е. имеются в виду комбатанты. Военнопленный – попавшие во власть неприятеля лица, принадлежащие к личному составу вооруженных сил воюющего государства, ополчения добровольных отрядов движения сопротивления: партизаны, а также лица, сопровождающие вооруженные силы, но не входящие в них непосредственно, члены экипажей судов торгового флота и др. Военнопленные находятся во власти правительства неприятельского государства, а не отдельных лиц или воинских частей, взявших их в плен. К военнопленным нельзя применять акты насилия, запугивания и оскорбления. Военнопленные имеют право на уважение к их личности и чести.

В отношении другой категории жертв войны – беженцев, действует Конвенция о статусе беженцев 1951 года – основной международный акт, который затрагивает вопросы правого статуса беженцев, образования, социального обеспечения и др.

 

6. Международное гуманитарное право поощряет создание зон безопасности и госпитальных зон по соглашению воюющих сторон в целях обеспечения безопасности мирного населения и гражданских объектов. Такие соглашения заключаются через посредничество Международного Комитета Красного Креста или державы-покровительницы. Типовое соглашение такого рода приложено к первой Женевской конвенции. Эти зоны не должны иметь военных установок. Они не подлежат нападению.

 

В целях сохранения жизни людей или спасения культурных ценностей возможно объявление “незащищаемой местности” (обычно это город или заповедник, ограниченные участки территории, расположенные вблизи линии фронта). Они могут стать объектом оккупации противником без боя. По соглашению воюющих сторон могут устанавливаться и демилитаризованные зоны.

 

Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта, принятая на международной конференции в Гааге 14 мая 1954 г., предусматривает следующие меры: а) запрещение использования этих ценностей, сооружений для их защиты, а также непосредственно прилегающих к ним участков в целях, которые могут привести к разрушению или повреждению этих ценностей в случае вооруженного конфликта; б) запрещение, предупреждение и пресечение любых актов кражи, грабежа или незаконного присвоения культурных ценностей в какой бы то ни было форме, а также любых актов вандализма в отношении этих ценностей; в) запрещение реквизиции и принятия любых репрессивных мер, направленных против культурных ценностей.

 

Первый Дополнительный протокол 1977 г. запрещает какие-либо враждебные действия, направленные против тех исторических памятников, произведений искусства или мест отправления культов, которые составляют культурное или духовное наследие народов. Протокол дополняет систему гарантий защиты культурных ценностей, введенную Гаагской конвенцией 1954 г.

 

Наиболее важные культурные ценности берутся под специальную защиту и включаются в Международный реестр культурных ценностей, который ведется Генеральным директором ЮНЕСКО; копия реестра хранится у Генерального секретаря ООН и у каждой стороны, находящейся в военном конфликте. С момента включения в Международный реестр ценности получают военный иммунитет и воюющие обязаны воздерживаться от любого враждебного акта, направленного против них.

 

Культурные ценности, находящиеся под специальной защитой во время вооруженных конфликтов, должны быть обозначены отличительным знаком. Принятая в 1970 г. Конвенция о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности, включает в перечень действия, являющиеся прямым или косвенным результатом оккупации страны иностранной державой.

 

7. В международном праве действует принцип, согласно которому “право сторон в вооруженном конфликте выбирать методы и средства ведения войны не является неограниченным”.

 

Многолетний опыт международно-правового регулирования данной проблемы позволил сформулировать “Основные нормы”, характеризующие методы и средства ведения войны. Это было сделано в первом Дополнительном протоколе 1977 г., в ст. 35: “1. В случае любого вооруженного конфликта право сторон, находящихся в конфликте, выбирать методы или средства ведения войны не является неограниченным. 2. Запрещается применять оружие, снаряды, вещества и методы ведения военных действий, способные причинить излишние повреждения или излишние страдания. 3. Запрещается применять методы или средства ведения военных действий, которые имеют своей целью причинить или, как можно ожидать, причинят обширный, долговременный и серьезный ущерб природной среде”.

 

Помимо сказанного в этом акте в международных конвенциях сложилось правило запрещения или ограничения тех видов оружия, которые имеют неизбирательное действие, т. е. в равной мере опасны как для комбатантов, так и для мирного населения.

 

Запрещенные МГП средства ведения войны – химическое, бактериологическое, отдельные виды обычного оружия (действующие неизбирательно и причиняющие излишние страдания, повреждения).

 

Определяя методы ведения войны, международное право категорически запрещает разрушение гражданских объектов и объектов, необходимых для выживания гражданского населения. Особо регулируется защита “установок и сооружений, содержащих опасные силы”, к ним отнесены плотины, дамбы и атомные электростанции. Эти объекты не должны подвергаться нападению даже в тех случаях, когда они являются военными объектами, если такое нападение может вызвать высвобождение опасных сил и тяжелые последующие потери среди гражданского населения

 

Таким образом, запрещенные методы ведения войны – использование отличительных эмблем Красного Креста, ООН, гербов, флагов, военной формы государств, не находящихся в конфликте; вероломство, неизбирательное ведение военных действий, уничтожение культурных ценностей, сооружений для обеспечения гражданского населения объектов, таящих опасные силы (плотины, АЭС), убийство; ранение, пленение гражданского населения.

 

8.Прекращение военных действий осуществляется различными способами и оформляется соответствующими официальными актами, порождающими правовые последствия. Одним из распространенных способов прекращения военных действий считается перемирие, которое, по формулировке Гаагской конвенции 1907 г., “приостанавливает военные действия по взаимному соглашению сторон”. Общее перемирие является полным и бессрочным. Нарушение постановлений актов перемирия есть не что иное, как противоправное посягательство на законы и обычаи войны,” влекущее международную ответственность. Соглашения о военном перемирии наряду с прекращением военных действий, как правило, предусматривают взаимное освобождение и возвращение всех военнопленных в установленные сроки.

 

Другим способом прекращения военных действий является безоговорочная капитуляция побежденной стороны. После разгрома фашистской Германии 8 мая 1945 г. в Берлине был подписан Акт о военной капитуляции германских вооруженных сил, а 2 сентября 1945 г. в Токийской бухте был подписан Акт о капитуляции Японии. Как общее правило, прекращение военных действий в виде перемирия или безоговорочной капитуляции представляет собой этап на пути к прекращению состояния войны.

 

Прекращение состояния войны – это окончательное урегулирование политических, экономических, территориальных и иных проблем, связанных с завершающейся войной и прекращением военных действий. Важные правовые последствия прекращения состояния войны – восстановление между находившимися до этого момента в состоянии войны государствами официальных отношений в полном объеме, обмен дипломатическими представительствами, возобновление ранее заключенных двусторонних договоров, действие которых было прервано войной. Формой осуществления окончательного мирного урегулирования, прекращения состояния войны является заключение мирного договора.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: