5. КЛАССИФИКАЦИЯ ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ.
В психиатрии существует 2 основных подхода к классификации психических заболеваний:
1. Нозологический - рассматривает заболевание в единстве этиологии, патогенеза, клиники, течения, исходов, морфологического субстрата. Ему отвечает вышеизложенная классификация заболеваний.
2. Синдромологический - ставит диагноз на уровне синдрома, игнорируя его причины (паранойя, нарушения половой идентификации, нарушения сна и пр.) Такой же принцип, в основном, положен в основу МКБ-10, которая рассматривает психические нарушения не как нозологические формы, а как расстройства.
Классификация психических и поведенческих расстройств по МКБ-10.
F0. Органические, включая симптоматические, психические расстройства.
F1. Психические и поведенческие расстройства вследствие употребления психоактивных веществ.
F2. Шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства.
F3. Аффективные расстройства.
F4. Невротические, связанные со стрессом, соматоформные расстройства.
F5. Поведенческие синдромы, связанные с физиологическими нарушениями и физиологическими факторами.
F6. Расстройства зрелой личности и поведения у взрослых.
F7. Умственная отсталость.
F8. Нарушения психологического развития.
F9. Психические и поведенческие расстройства в детском возрасте.
6. ВОЗРАСТНЫЕ КРИЗЫ [1].
Кризис 3-х лет (возникает в 2-4 года).
Во время кризиса происходит: разрушение старых социальных отношений, ребенок стремится установить новые отношения с взрослыми; ребенок отделяется от взрослых; у ребенка формируется свое «я», возрастает самостоятельность и активность.
Если самостоятельность ребенка резко ограничивается, возникают кризовые явления в отношениях со взрослыми. Негативизм ребенка избирателен и зависит от отношения к нему.
Симптомы кризиса:
· Негативизм. Ребенок не делает что-то только потому, что его об этом попросили взрослые. При этом он идет даже наперекор своему желанию. При выраженном негативизме все делает наоборот. Упрямство. Ребенок настаивает на чем-либо не потому, что ему этого очень хочется, а потому что он этого потребовал. Он не может изменить своего решения.
· Строптивость. Направлена против старых форм воспитания, образа жизни.
· Своеволие. Стремление все делать самому.
· Бунт. Поведение носит характер протеста, борьбы. Постоянно возникают ссоры и конфликты.
· Обесценивание. Обзывает близких людей. Ломает любимую игрушку.
· Деспотизм. Стремится проявлять власть, командовать другими.
Возникающие конфликты ведут к возникновению у ребенка невротических реакций (энурез, страхи, истерические проявления), а также патохарактерологических реакций активного и пассивного протеста (агрессивное поведение, элективный мутизм, отказ от еды).
Кризис 7 лет.
Возникает в 7-8 лет. Это период рождения социально «я» ребенка.
В это время: формируется новая социальная позиция – позиция школьника; происходит переоценка ценностей: все, что связано с учебой (отметки) более ценно, все, что связано с игрой – теряет свою значимость; цепь успехов или неудач в учебе формирует устойчивые аффективные комплексы – неполноценности или собственной значимости; происходит формирование самооценки, уровня притязаний; формируется внутренняя жизнь ребенка; утрачивается детская непосредственность, импульсивность.
Начало обучения в школе выявляет «слабые» места ребенка: инфантилизм (эмоционально-волевая незрелость), неуверенность в себе, неустойчивая самооценка, астенические проявления, интеллектуальные нарушения, нарушения общения, эмоциональная неустойчивость.
В результате этого могут возникать:
· невротические проявления (школьная фобия, элективный мутизм, астено-депрессивные расстройства, тики, заикание);
· патохарактерологические реакции активного и пассивного протеста (конфликтность, отказ от обучения), реакции компенсации и гиперкомпенсации;
· психосоматические расстройства (головные боли, желудочно-кишечные расстройства, нейродерматиты, бронхоспастический синдром, гипертермия и пр.)
Пубертатный кризис.
Различают ранний пубертат (11-14 лет) и поздний пубертат (15-17 лет).
Быстрый рост, гормональная перестройка ведут к вегето-сосудистой нестабильности, вследствие этого – пубертатные астенические и астено-депрессивные состояния, проявления вегето-сосудистой дистонии, эмоциональная лабильность;
Пробуждение сексуального влечения приводит к возникновению «реакций, связанных с половым влечением» (А.Е. Личко) – подростковая гиперсексуальность, промискуитет, транзиторный гомосексуализм;
Формирование нового образа физического «я» - повышенный интерес к своей внешности – дисморфоманический синдром, нервная анорексия;
Возникновение «чувства взрослости» - «реакции эмансипации» (А.Е. Личко) – конфликты с взрослыми, подражание «взрослым» формам поведения – различные виды отклоняющегося поведения;
Ведущая потребность – общение со сверстниками и стремление занять подобающее место в подростковой группе – «реакции группирования» (А.Е. Личко) – некритичное усвоение групповых форм поведения – групповые формы делинквентности, злоупотребления психоактивными веществами и алкоголем;
Кризис идентичности, конфликт между «я» реальным и «я» идеальным - стремление к самопознанию и самосовершенствованию – метафизическая интоксикация, синдром односторонних интересов и увлечений;
Утрированные черты пубертатного кризиса в целом – гебоидный синдром.