7. УРОВНИ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РЕАГИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ
· Соматовегетативный (0-3 года). Характеризуется синдромом невропатии, выражающимся в повышенной возбудимости и вегетативной неустойчивости (крикливость, нарушения аппетита, сна, терморегуляции, гиперестезия, склонность к аллергическим и «простудным» заболеваниям, боязливость).
· Психомоторный (4-7 лет). Характеризуется различными «двигательными» синдромами: гиперкинетическим (психомоторной расторможенности), тикозными расстройствами, заиканием, энурезом, энкопрезом, а также кататоническим синдромом.
· Аффективный (5-10 лет). Наблюдаются синдром страхов, а также депрессивные и маниакальные расстройства настроения, проявляющиеся в соответствующих эмоциях, а не в виде «эквивалентов» (соматовегетативных, психомоторных), как было в предыдущие возрастные периоды.
· Эмоционально-идеаторный (11-17 лет). Характеризуется склонностью к возникновению таких синдромов, как дисморфоманический, аноректический, односторонних сверхценных интересов и увлечений. Развитие мышления создает предпосылки к формированию сложных бредовых синдромов, идеаторных навязчивостей (обсессий), сверхценных идей.
По мере взросления ребенка происходит расширение спектра нервно-психического реагирования от элементарных соматовегетативных расстройств до сложных расстройств мышления.
8. ПСИХИЧЕСКИЙ ДИЗОНТОГЕНЕЗ.
Психическим дизонтогенезом называется нарушение психического развития в детском и подростковом возрасте.
Причины психического дизонтогенеза:
· Биологические причины: генетические и хромосомные нарушения; патология внутриутробного периода развития ребенка (заболевания матери во время беременности, интоксикации и пр.); перинатальная патология; воздействие патогенных факторов в постнатальном периоде развития, особенно в первые 3 года жизни (травмы головы, тяжелые соматические заболевания ребенка, нейроинфекции, отравления); прогредиентные психические и неврологические заболевания (ранняя детская шизофрения, эпилепсия).
· Социально-психологические причины: психическая депривация (лишение любви и заботы матери), сенсорная депривация (ограничение поступления сенсорных раздражителей) в раннем детском возрасте; микросоциально-педагогическая запущенность (неблагоприятные условия воспитания и обучения).
Классификация психического дизонтогенеза.
1. Ретардация:
· общая (тотальная)
· частичная (парциальная)
2. Асинхрония развития
3. Искаженное развитие
4. Акселерация
Ретардация – отставание или временная задержка психического развития.
· Общая (тотальная) ретардация - относительно равномерное недоразвитие всех психических функций. Характерна для олигофрении.
· Частичная (парциальная) ретардация отличается нарушением развития отдельных психических функций при сохранности других (речи, внимания, психомоторики, «школьных навыков» - способности к чтению, письму, счету, незрелостью эмоционально-волевой сферы – инфантилизм). Наблюдается при пограничной умственной отсталости и ЗПР.
По динамике ретардация может быть стойкой и не компенсироваться с возрастом и временной, проходящей с возрастом. Стойкая ретардация характерна для олигофрении, временная - для задержек психического развития (ЗПР).
Асинхрония развития – дисгармоничное развитие, когда одни стороны личности опережают в развитии, а другие – отстают. Характерна для психопатии.
Искаженное развитие – характеризуется выраженной «мозаичностью» развития, когда наблюдается сочетание ускорения, задержки развития и повреждения отдельных психических функций, различных продуктивных и негативных синдромов. Встречается при ранней детской шизофрении, раннем детском аутизме.
Акселерация – ускоренное психическое развитие. Наблюдается у подростков с ускоренным темпом полового созревания и ранним появлением чувства взрослости. При этом отмечается несоответствие требований, предъявляемых к подростку со стороны родителей, которые воспринимают его, как ребенка, и самосознанием подростка. Это может приводить к выраженным реакциям эмансипации, конфликтам и различным формам нарушения поведения.