Уровни нервно-психического реагирования у детей

7. УРОВНИ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РЕАГИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ

 

· Соматовегетативный (0-3 года). Характеризуется синдромом невропатии, выражающимся в повышенной возбудимости и вегетативной неустойчивости (крикливость, нарушения аппетита, сна, терморегуляции, гиперестезия, склонность к аллергическим и «простудным» заболеваниям, боязливость).

· Психомоторный (4-7 лет). Характеризуется различными «двигательными» синдромами: гиперкинетическим (психомоторной расторможенности), тикозными расстройствами, заиканием, энурезом, энкопрезом, а также кататоническим синдромом.

· Аффективный (5-10 лет). Наблюдаются синдром страхов, а также депрессивные и маниакальные расстройства настроения, проявляющиеся в соответствующих эмоциях, а не в виде «эквивалентов» (соматовегетативных, психомоторных), как было в предыдущие возрастные периоды.

· Эмоционально-идеаторный (11-17 лет). Характеризуется склонностью к возникновению таких синдромов, как дисморфоманический, аноректический, односторонних сверхценных интересов и увлечений. Развитие мышления создает предпосылки к формированию сложных бредовых синдромов, идеаторных навязчивостей (обсессий), сверхценных идей.

По мере взросления ребенка происходит расширение спектра нервно-психического реагирования от элементарных соматовегетативных расстройств до сложных расстройств мышления.

 

8. ПСИХИЧЕСКИЙ ДИЗОНТОГЕНЕЗ.

Психическим дизонтогенезом называется нарушение психического развития в детском и подростковом возрасте.

 

Причины психического дизонтогенеза:

· Биологические причины: генетические и хромосомные нарушения; патология внутриутробного периода развития ребенка (заболевания матери во время беременности, интоксикации и пр.); перинатальная патология; воздействие патогенных факторов в постнатальном периоде развития, особенно в первые 3 года жизни (травмы головы, тяжелые соматические заболевания ребенка, нейроинфекции, отравления); прогредиентные психические и неврологические заболевания (ранняя детская шизофрения, эпилепсия).

· Социально-психологические причины: психическая депривация (лишение любви и заботы матери), сенсорная депривация (ограничение поступления сенсорных раздражителей) в раннем детском возрасте; микросоциально-педагогическая запущенность (неблагоприятные условия воспитания и обучения).

 

Классификация психического дизонтогенеза.

1. Ретардация:

· общая (тотальная)

· частичная (парциальная)

2.  Асинхрония развития

3. Искаженное развитие

4. Акселерация

 

Ретардация – отставание или временная задержка психического развития.

· Общая (тотальная) ретардация - относительно равномерное недоразвитие всех психических функций. Характерна для олигофрении.

· Частичная (парциальная) ретардация отличается нарушением развития отдельных психических функций при сохранности других (речи, внимания, психомоторики, «школьных навыков» - способности к чтению, письму, счету, незрелостью эмоционально-волевой сферы – инфантилизм). Наблюдается при пограничной умственной отсталости и ЗПР.

По динамике ретардация может быть стойкой и не компенсироваться с возрастом и временной, проходящей с возрастом. Стойкая ретардация характерна для олигофрении, временная - для задержек психического развития (ЗПР).

Асинхрония развития – дисгармоничное развитие, когда одни стороны личности опережают в развитии, а другие – отстают. Характерна для психопатии.

Искаженное развитие – характеризуется выраженной «мозаичностью» развития, когда наблюдается сочетание ускорения, задержки развития и повреждения отдельных психических функций, различных продуктивных и негативных синдромов. Встречается при ранней детской шизофрении, раннем детском аутизме.

Акселерация – ускоренное психическое развитие. Наблюдается у подростков с ускоренным темпом полового созревания и ранним появлением чувства взрослости. При этом отмечается несоответствие требований, предъявляемых к подростку со стороны родителей, которые воспринимают его, как ребенка, и самосознанием подростка. Это может приводить к выраженным реакциям эмансипации, конфликтам и различным формам нарушения поведения.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: