Диагностика вокальной подготовки обучающегося или Диагностическая карта обучающегося как способ выявления (оценки) уровня музыкальной подготовки вокалиста

Диагностика вокальной подготовки обучающегося или  Диагностическая карта обучающегося как способ выявления (оценки) уровня музыкальной подготовки вокалиста

Проблема педагогической диагностики остается одной из актуальных задач теории и методики воспитания детей. Диагностика позволяет педагогу понять, в верном ли направлении он осуществляет свою деятельность. Она призвана, во-первых, оптимизировать процесс индивидуального обучения, во-вторых, обеспечить правильное определение результатов обучения, в третьих, руководствуясь выбранными критериями, свести к минимуму ошибки в оценке знаний, умений и навыков детей.

Главная цель диагностирования – получить не столько качественно новые результаты, сколько оперативную информацию о реальном состоянии и тенденциях изменения объекта диагностирования для коррекции педагогического процесса.

Эстрадный вокал - эстрадное пение сочетает в себе множество песенных направлений, объединяет всю палитру вокального искусства. Эстрадный вокал, прежде всего, подразумевает пение с эстрады, а сценическое исполнение включает в себя не только звуковую подачу произведения, но и зрительную - некий образ, создаваемый синтезом мимики, жестов, движений, костюма, реквизита и т.д. 

Процесс пения – это один из способов самовыражения человека, которым может пользоваться каждый. Говорят, что пение удовлетворяет эстетическую, эмоциональную потребность человека и также физическую. Это своего рода физическая работа дыхательных мышц, которая осуществляется благодаря эмоциональному настрою.

Певческая установка. Навык правильной певческой позиции.

1 ровная постановка корпуса

2 отсутствие зажимов мышц лица (челюсти), шеи, пояса.

3  правильная певческая позиция (зевок, близкая подача звука)

Мешают же в основном зажимы в разных местах певческого аппарата. Освободите голос, и он не будет бояться усталости, он польется, как вода из кувшина, и мышцы и органы, участвующие в его «полётности», наполнятся внутренней радостью и восторгом. Такой голос, управляемый свободной внутренней энергией, всегда доставит эстетическое удовольствие как поющему, так и слушателю.    

Уровень овладения дыханием.

1 Диафрагменное дыхание  доведено до автоматизма: дышите "животом"

2 спокойный вдох, ровный выдох - основа ровного звучания голоса.(Голос  звучит ровно без  толчков,  не дрожит и  и не качается.)

3 звук на опоре

4 рациональное использование дыхания певцом. (воздушный поток достаточен для верной фразировки).

Как всякий специалист вооружен знаниями и определенными приемами, так и певец должен владеть вокальной техникой, то есть свободно управлять своим голосом. Главный этап обучения эстрадному вокалу – овладение вокальным дыханием и развитие голоса. Итак, первая и основная часть урока эстрадного вокала посвящена специальным вокальным упражнениям, на которых выстраивается дыхание и голос ребенка. Диафрагменное дыхание должно быть доведено до автоматизма: дышите "животом" в транспорте, на учебе и прогулке. Характерные ошибки: постоянное задирание или подергивание плеч во время вдоха - свидетельство ключичного дыхания, нарочитое выпячивание живота и неестественное его втягивание или другое неудобство в дыхании означает, что упражнение выполняется неправильно. Диафрагменный тип дыхания является максимально естественным и полезным для всего организма.Одним из существенных недостатков дыхания является неравномерность выдоха. Голос звучит толчками, дрожит и качается. Тренируя ровный выдох, мы закладываем основы ровного звучания голоса.

 

Диапазон.   (указывать звуки, октавы)

Примарные звуки. 

Рабочий диапазон.

Концертный диапазон певца.

Диапазон голоса для исполнения вокальной музыки должен быть не только достаточно велик, но и очень хорошо разработан. Диапазон может изменяться благодаря работе голосовых мускулов. И то, насколько хорошо разработаны эти мускулы, определяет, сможет ли исполнитель взять очень высокие или очень низкие ноты. Именно развитость голосовых мускулов, мускулов шеи и грудной клетки определяет возможности самого голоса человека. Кроме того, для того, чтобы диапазон был как можно более глубоким, следует постоянно развивать все эти виды мускулатуры, иначе не смотря на хороший голос изначально он может очень много потерять за счет тембра и модуляций, которые без развитой мышечной системы очень сложно, а порой просто невозможно исполнить.

Сохранение и укрепление здоровья

1 охрана голосового аппарата;

2 сцена и стресс.

Певец — как спортсмен. Певец обязан соблюдать режим. Певец — это почти спортсмен. Пение требует всегда бодрости, энергии и подтянутости. Вялость же, размагниченность и утомление отразятся на голосе в первую очередь. На голосе сказываются любые даже малейшие отклонения от принятой нормы, потому, чтоб голос звучал хорошо, кроме подготовки технической необходимо следить всегда за состоянием своего здоровья.

 Крики, громкий разговор и курение, а так же и спиртные напитки, и нервозность — вред певцу. Все певцы должны знать, что  питаться нужно  хорошо, если хотят в должной форме оставаться всегда и сохранить свое крепкое дыхание, голос. Горло — рабочий аппарат певцов, который необходимо беречь и охранять. И важно беречься от простуды и не промочить ноги, и избегать охлаждения. И особенно плоха перемена температуры, если она резкая.

Музыкальный слух.

1 чистота интонации;               

2 ровный переход одного звука в другой (без смены певческой позиции);

3 модуляция и отклонения;

4 навыки многоголосия.

Ритм

1 метрическая основа; чувство доли;

2 ощущение мелких длительностей.

Музыкальный слух. Как известно, есть мнение, что музыкальный слух – это нечто в некотором смысле уникальное – дар божий, и человеку, имеющему музыкальный слух, очень крупно повезло. Наверное потому что он может петь, заниматься музыкой. Отсутствие музыкального слуха - такая же редкость, как, например, врожденная слепота! Конечно, у кого-то он может быть развит очень хорошо, а у кого-то похуже, но у подавляющего большинства людей музыкальный слух развит вполне достаточно, чтобы заниматься музыкой и достигать прекрасных результатов без специальных усиленных тренировок по развитию музыкального слуха. Проблема в том, что очень часто о музыкальных способностях судят по умению человека петь. Не умеешь петь - значит "медведь на ухо наступил", "нет музыкального слуха".

Но ведь чтобы петь, мало хорошо слышать. Нужно еще уметь хорошо владеть своим голосом. А управлению голосом нужно учится так же, как рисовать, танцевать или плавать. А, кроме того, если Вы слышите, что поете плохо, то уж со слухом-то у Вас точно все в полном порядке! И, наконец, если Вы любите музыку, слушаете ее, значит у Вас нормальный музыкальный слух, можете, на этот счет, не беспокоится.

Музыкальный слух, как любая функция нашего организма (например, умение плавать), развивается только тогда, когда мы им активно пользуемся. Если Вы будете играть на музыкальном инструменте или петь, это поможет Вам быстро развить музыкальный слух. Кстати, Дмитрий Кабалевский посвятил свою жизнь развенчиванию мифа об уникальности музыкального слуха. Он разработал целую систему, доказывавшую, что обучать музыке можно и нужно каждого человека. И результаты его деятельности показали, что успешно заниматься музыкой может практически любой человек.

Способность слышать гармонические созвучия - аккордовые сочетания звуков и их последовательности и воспроизводить их голосом в разложенном виде или на музыкальном инструменте. На практике это может выражаться, например, в подборе на слух аккомпанемента к мелодии, даже без знания нот или пении в многоголосном хоре. Возможно его развитие даже при начальном отсутствии такой способности.

 

Внутренний слух. Внутреннее представление правильного звуковысотного интонирования, без воспроизведения голосом. Внутренний слух, некоординированный с голосом. Начальный уровень. На практике выражается в подборе мелодии, возможно с аккомпанементом, по слуху на инструменте или понимании ошибок на слух в изучаемом произведении. Внутренний слух, координированный с голосом. Профессиональный уровень. Результат серьезных занятий сольфеджио. Предполагает слышание и предслышание нотного текста и возможность работы с ним без музыкального инструмента. Развивается в процессе обучения музыке.

 

 Предслышание.

 Мысленное планирование внутренним слухом будущего чистого звука, ритмической фигуры, музыкальной фразы. Используется, как профессиональный прием в вокале и для игры на всех музыкальных инструментах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: