Заклепочными называют соединения деталей друг с другом с помощью соединительной стержневой детали – заклепки, осаживаемой по оси после установки.
Заклепочные соединения относятся к неразъемным соединениям.
Область применения заклепочных соединений:
- соединения, в которых недопустимы нагрев при сборке по причине возможного термического коробления соединяемых деталей (например, клепка крыльев самолетов);
- соединения, в которых соединяемые детали не свариваются (например, сталь-
стекло, сталь-древесина, сталь-алюминий и др.);
- некоторые соединения декоративного назначения (например, клепанные руко-
ятки ножей).
Достоинства заклепочных соединений:
- наличие относительно небольших остаточных напряжений от клепки в соеди-
няемых деталях;
- возможность обеспечения минимальных габаритов и поверхностей без выс-
тупов при использовании заклепок с потайной головкой (например, крылья
самолетов);
- возможность соединения не свариваемых деталей (сталь с древесиной, алюми-
нием, стеклом и др.);
- возможность разборки неразъемного соединения без повреждения соединяе-
мых деталей (например, аккуратным высверливанием и выбивкой остатков).
К недостаткам заклепочных соединений можно отнести:
- высокая трудоемкость изготовления (сверление или пробивка отверстий в со-
единяемых деталях, расклепка (осадка) заклепок и др.);
- бо'льшие габариты соединения, чем, например, при сварке;
- некоторое ослабление соединяемых деталей отверстиями.
В настоящее время используются в основном силовые (прочные) и декора-
тивные заклепочные соединения. Силовые плотные соединения (в котлах и тру-