1.1. Сущность и основные функции управления человеческими ресурсами.
Управление человеческими ресурсами в современных условиях.
В последние годы в научной литературе и на практике широко используется ряд понятий: управление человеческими ресурсами или трудовыми ресурсами, кадровая политика и т.п. Все они относятся к трудовой деятельности человека, управлению его поведением в организации. По мнению автора, человеческие ресурсы на уровне предприятия — это персонал организации, обладающий совокупностью компетенций и других социально-значимых качеств, позволяющих не просто повышать эффективность труда в процессе работы, но и осуществлять профессионально-личностный рост в соответствии с поставленными индивидуальными целями, соответствующими задачам предприятия.
При этом под человеческими ресурсами следует понимать не весь персонал, т.е. личный состав организации, а именно ту часть, которая стремится к профессиональному, карьерному и личностному росту, одновременно выполняя на высоком качественном уровне стоящие перед ними производственные задачи.
Управление персоналом — это процесс обеспечения кадрами пред-приятия (компании), организация их эффективного и рационального использования, а также их профессионального и социального развития.
Успех работы компании во многом зависит от эффективности работы ее сотрудников. Поэтому в настоящее время управлению персоналом уделяется значительное внимание.
Многие руководители отечественных организаций различных форм собственности недооценивают значение методов управления человеческими ресурсами, активно использующихся за рубежом для эффективного управления и повышения производительности труда.
Изменения в принципах управления человеческими ресурсами должны происходить в первую очередь в направлении политики мотивации работников, которая все в большей степени обусловливает успех работы компании в современных условиях.
Основные цели деятельности организаций в соответствии с ГК РФ (ст. 50) — извлечение и максимизация прибыли (принцип коммерческих организаций). Для их достижения руководители компаний различных организационно-правовых форм должны воздействовать на наемных работников, используя разнообразные методы, имеющиеся в арсенале современного менеджмента. На практике в основном используют лишь два вида — административные методы воздействия и экономическое стимулирование. Такое положение вещей вызвано неправильным представлением об объективных потребностях людей и мотивах, побуждающих их к труду.
Труд не может быть обусловлен только лишь материальной заин-тересованностью. Но следует отметить, что в процессе осуществления рыночных преобразований произошла девальвация трудовых ценностей, свойственных советскому периоду. В настоящее время труд все более выступает в качестве средства выживания, а не самореализации, и можно констатировать «кризис труда». И тем не менее сильную трудовую мотивацию персонала можно обеспечить посредство условий труда, позволяющих работникам удовлетворять, кроме материальных, более широкий спектр их потребностей.
Цели и задачи управления персоналом реализуются через кадровую политику, выбор которой связан с конкретной стратегией и тактикой в отношении к работе с персоналом по всем направлениям.
Содержанием системы управления персоналом являются:
■ определение потребности в кадрах с учетом стратегии развития организации, объема производства продукции, услуг;
■ формирование численного и качественного состава кадров (система комплектования, расстановка кадров);
■ кадровая политика (взаимосвязь с внешним и внутренним рынком труда, высвобождение, перераспределение и переподготовка кадров);
■ система общей и профессиональной подготовки кадров;
■ адаптация работников на предприятии;
■ оплата и стимулирование труда;
■ система развития кадров (подготовка и переподготовка, обеспечение профессионально-квалификационного роста через планирование трудовой карьеры).
Основными целями управления персоналом являются:
■ обеспечение организации кадрами в условиях рынка;
■ повышение эффективности производства и труда, в частности достижение максимальной прибыли посредством воздействия на персонал;
■ обеспечение высокой социальной эффективности функционирования коллектива.