4.1. Референтные группы и их типы:
Потребитель периодически находится в какой либо группе и в силу этого испытывает влияние других людей. Подобное влияние, прямое или косвенное, является одной из лучших форм убеждения. Группа - это два или более индивидуумов, разделяющих общие нормы, ценности и верования и чьё поведение взаимозависимо в силу формальных и неформальных связей между индивидуумами.
Референтная группа - это группа, чья предполагаемая позиция или ценности используются индивидуумом как основа для текущего поведения. Группа принадлежности и референтная группа могут не совпадать и оказывать разнонаправленное воздействие на индивидуума.
От социальной принадлежности в той или иной степени зависит выбор марки, уступчивость потребителей или их независимость. Решая, какие товары следует купить, потребитель обычно больше полагается на мнение референтной группы, чем на информацию, полученную из рекламы или от торговых работников.
Референтные группы можно классифицировать по ряду признаков: характер контактов, привлекательность, членство.
По характеру контактов группы делят на первичные и вторичные.
Первичные группы - те, что характеризуются постоянными и неформальными межличностными контактами (семья, друзья, соседи). Первичные группы оказывают наибольшее влияние на поведение потребителей. Вторичные группы - группы с ограниченными межличностным контактами, построенные скорее на формальной основе (профессиональные коллективы, религиозные и профсоюзные объединения).
Референтные группы могут быть притягивающими и отталкивающими.
Притягивающие группы - это группы, с которыми индивид стремится себя ассоциировать.
Отталкивающая группа - это группа, ценности и поведение которой индивидом отвергаются.
На основе критерия членства можно выделить формальные и неформальные группы.
Формальные группы характеризуются тем, что в них есть четкий, известный список членов, а также зафиксированная в письменной форме организация и структура.
Неформальные группы, например, студентов, основываются на дружбе и общих интересах и не имеют четкой структуры. Нормы могут иметь место, но они редко фиксируются в письменной форме. Воздействие на поведение человека может быть сильным, если у него достаточно высокий уровень мотивации, благодаря членству.
До широкого распространения сети Интернет референтные группы состояли, большей частью, из людей, между которыми существовали личные контакты. Сегодня формируются виртуальные группы.
Виртуальная группа - это совокупность людей, чьи контакты в сети Интернет основаны на совместном энтузиазме и знаниях, касающихся определённой потребительской деятельности.






