Основные критерии принадлежности к социальному классу

В исследованиях по социальной стратификации идентификация пере­менных, определяющих социальный класс, ведется с 20-х гг. ХХ века. Среди переменных, определяющих социальный класс, американские исследователи Д. Гилберт и Дж. Каль в 1982 г. предложили использовать три группы пере­менных, являющихся наиболее важными детерминантами: экономические, общественные и политические переменные.

Для анализа потребительского поведения наиболее интересны шесть переменных социального класса, определенные американским социологом Дж. Калем в 1957 г.: профессия, личные достижения, общественные связи, собственность, ценностная ориентация и классовое сознание.

Профессия. Обычно о социальном классе можно судить по профессии его представителей. Этот показатель применяется в большинстве исследова­ний потребителей. В зависимости от рода деятельности меняется и потребле­ние.

Личные достижения оцениваются относительным успехом, которого добился человек среди имеющих такую же работу. К личным достижениям относятся и иные, не связанные с работой заслуги, например, преуспевающий губернатор, президент компании, хорошие мать или отец.

Общественные связи. Люди чувствуют себя более комфортно, когда находятся в обществе людей сходных жизненных ценностей и поведения. Пе­ременные общественных связей - личный престиж, круг общения, социализа­ция. Личный престиж существует, когда другие относятся к индивидууму с уважением и почтением. Круг общения - переменная, связанная с повседнев­ными взаимоотношениями человека с людьми, с которыми он чувствует себя комфортно, которым нравится делать те же вещи, тем же образом. Социали­зация - процесс, в ходе которого человек приобретает навыки, вырабатывает отношения для того, чтобы жить в сообществе.

Собственность - символ классовой принадлежности, причем важен не только ее стоимостной объем, но и сама природа вещей. Собственность в ста­бильных странах связана с благосостоянием, которое обычно - результат на­копления прошлого дохода.

Ценностная ориентация. Ценности - убеждения людей о том, как сле­дует себя вести, тоже указывают на социальный класс, к которому принадле­жит человек. Степень приверженности классовым ценностям свидетельствует о степени принадлежности к классу. Когда группа людей разделяет одни и те же принципы организации многих конкретных атрибутов, любого представи­теля этой группы можно оценить по степени согласия с данными принципа­ми.

Классовое сознание. Один из важных политических показателей соци­ального класса. Под этим термином понимается степень осознания людьми своей принадлежности к определённой группе, имеющей собственные, осо­бые политические и экономические интересы. Чем больше людей осознают себя как класс, тем больше они склонны к организации политических партий, профсоюзов и других групп с целью укрепления своих интересов.

К числу других политических переменных, которые также важны для понимания социальных классов, относятся власть и мобильность. Власть - потенциальная возможность индивидуумов или групп людей навязывать свою волю другим. Мобильность и преемственность - понятия, отражающие стабильность или нестабильность классовой системы. Под преемственностью понимается процесс наследования детьми классовой позиции своих родите­лей. Мобильность - процесс перехода в более высокие или низкие классовые группы по сравнению с родителями.

В настоящее время понятие «социальный класс» используется в боль­шинстве случаев для обозначения общего положения индивида в обществе. Люди, которые принадлежат к одному и тому же социальному классу, прак­тически равны в плане своего социального статуса. Они заняты примерно в одних и тех же сферах деятельности, ведут приблизительно одинаковый об­раз жизни, основанный на относительном равенстве доходов и общности ин­тересов. Такие люди общаются друг с другом, разделяют многие духовные ценности, а также имеют общее представление о том, как должна быть уст­роена жизнь.

Социально-классовая система общества обоснована, если выделяемые классы:

- имеют границы (чётко отличаются друг от друга);

- внутренне упорядочены (имеют внутренние измерения статуса);

- взаимоисключающи (каждый индивидуум может принадлежать к одному классу, хотя движение от одного класса к другому в течение времени воз­можно);

- исчерпывающи (каждый индивидуум должен соответствовать какому-то классу);

- значимы (должны существовать значимые поведенческие различия между классами).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: