В исследованиях по социальной стратификации идентификация переменных, определяющих социальный класс, ведется с 20-х гг. ХХ века. Среди переменных, определяющих социальный класс, американские исследователи Д. Гилберт и Дж. Каль в 1982 г. предложили использовать три группы переменных, являющихся наиболее важными детерминантами: экономические, общественные и политические переменные.
Для анализа потребительского поведения наиболее интересны шесть переменных социального класса, определенные американским социологом Дж. Калем в 1957 г.: профессия, личные достижения, общественные связи, собственность, ценностная ориентация и классовое сознание.
Профессия. Обычно о социальном классе можно судить по профессии его представителей. Этот показатель применяется в большинстве исследований потребителей. В зависимости от рода деятельности меняется и потребление.
Личные достижения оцениваются относительным успехом, которого добился человек среди имеющих такую же работу. К личным достижениям относятся и иные, не связанные с работой заслуги, например, преуспевающий губернатор, президент компании, хорошие мать или отец.
|
|
Общественные связи. Люди чувствуют себя более комфортно, когда находятся в обществе людей сходных жизненных ценностей и поведения. Переменные общественных связей - личный престиж, круг общения, социализация. Личный престиж существует, когда другие относятся к индивидууму с уважением и почтением. Круг общения - переменная, связанная с повседневными взаимоотношениями человека с людьми, с которыми он чувствует себя комфортно, которым нравится делать те же вещи, тем же образом. Социализация - процесс, в ходе которого человек приобретает навыки, вырабатывает отношения для того, чтобы жить в сообществе.
Собственность - символ классовой принадлежности, причем важен не только ее стоимостной объем, но и сама природа вещей. Собственность в стабильных странах связана с благосостоянием, которое обычно - результат накопления прошлого дохода.
Ценностная ориентация. Ценности - убеждения людей о том, как следует себя вести, тоже указывают на социальный класс, к которому принадлежит человек. Степень приверженности классовым ценностям свидетельствует о степени принадлежности к классу. Когда группа людей разделяет одни и те же принципы организации многих конкретных атрибутов, любого представителя этой группы можно оценить по степени согласия с данными принципами.
Классовое сознание. Один из важных политических показателей социального класса. Под этим термином понимается степень осознания людьми своей принадлежности к определённой группе, имеющей собственные, особые политические и экономические интересы. Чем больше людей осознают себя как класс, тем больше они склонны к организации политических партий, профсоюзов и других групп с целью укрепления своих интересов.
|
|
К числу других политических переменных, которые также важны для понимания социальных классов, относятся власть и мобильность. Власть - потенциальная возможность индивидуумов или групп людей навязывать свою волю другим. Мобильность и преемственность - понятия, отражающие стабильность или нестабильность классовой системы. Под преемственностью понимается процесс наследования детьми классовой позиции своих родителей. Мобильность - процесс перехода в более высокие или низкие классовые группы по сравнению с родителями.
В настоящее время понятие «социальный класс» используется в большинстве случаев для обозначения общего положения индивида в обществе. Люди, которые принадлежат к одному и тому же социальному классу, практически равны в плане своего социального статуса. Они заняты примерно в одних и тех же сферах деятельности, ведут приблизительно одинаковый образ жизни, основанный на относительном равенстве доходов и общности интересов. Такие люди общаются друг с другом, разделяют многие духовные ценности, а также имеют общее представление о том, как должна быть устроена жизнь.
Социально-классовая система общества обоснована, если выделяемые классы:
- имеют границы (чётко отличаются друг от друга);
- внутренне упорядочены (имеют внутренние измерения статуса);
- взаимоисключающи (каждый индивидуум может принадлежать к одному классу, хотя движение от одного класса к другому в течение времени возможно);
- исчерпывающи (каждый индивидуум должен соответствовать какому-то классу);
- значимы (должны существовать значимые поведенческие различия между классами).