3.1. Концепция социального класса:
Значение социальной стратификации возрастает по мере формирования социально - экономической структуры общества.
Большое значение социальное положение потребителей имеет в маркетинге. Существование социально-классовой структуры предполагает существование различных способов поведения представителей классов. Исследование структуры социальных классов важно для маркетинга, поскольку представители классов отличаются потребительским поведением при выборе товаров, их использовании, в коммуникациях. Принадлежность к социальному классу оказывает сильное влияние на приверженность потребителей к торговым маркам, стилям, магазинам, времяпрепровождению. На российских рынках все чаще проявляется связь между социальной стратификацией и маркетингом. При этом нужно понимать, когда социальный класс оказывается значимым фактором потребительского поведения, а когда - нет.
Социальная стратификация используется как переменная для сегментирования рынка и в позиционировании товаров. Позиционирование осуществляется на основе ассоциации товара с социальным классом, к которому принадлежит или стремится принадлежать потребитель.
|
|
Потребители используют статусные характеристики товаров в принятии решении о покупке, например, на рынках автомобилей-иномарок, бизнес - образования, жилья, одежды, гостиничных услуг и многих других.
Сегодня практически во всех странах мира общества стратифицированы, т.е. имеют формальные системы неравенства. Такими системами неравенства являются социальные классы, касты и сословия.
В условиях неравномерного распределения в обществе финансовых, материальных, интеллектуальных и других ресурсов стратификация обеспечивает социальную идентификацию членов общества, а также устанавливает границы взаимоотношений между людьми и группами с различным социальным статусом.
Социальный класс - это относительно устойчивая и большая группа общества, члены которой имеют схожие интересы, поведение и систему ценностей.
Принадлежность к социальному классу определяется такими переменными как занятие, доход, образование, материальное благосостояние и другими характеристиками. Строго и жестко определенной системы социальных классов в большинстве развитых стран не существует.
Системы социального класса ранжируют по классам семьи, члены которых имеют общие характеристики: проживание в одном доме, доход, общие ценности. Эти характеристики определяют схожесть покупательского поведения членов семьи.
Кастовая система более жесткая. Взаимодействие между кастами контролируется, а мобильность между ними ограничена. Каста основана на наследованном статусе.
|
|
Система сословий основана на власти и альянсах. Современным отражением системы сословий являются власть и уважение, занятых в правительственных структурах, крупных корпорациях.
Наибольший интерес для современных индустриальных и постиндустриальных стран представляет стратификация на основе системы социальных классов.
Люди, которые принадлежат к одному и тому же социальному классу практически равны в своем социальном статусе. Статус отражает представления общества о стиле жизни каждого класса, а также положительную или отрицательную оценку выказываемого каждому классу уважения.
Пародийная демонстрация статуса - это форма поведения потребителя, когда он пытается утвердиться в своем статусе, иронизируя по поводу этого статуса.