Традиционный подход к определению социальной структуры общества предполагает выявление трех классов - высшего, среднего, низшего. Наибольший интерес для специалистов по маркетингу представляет средний класс. В странах Западной Европы и США он составляет 70%, тогда как в России в 2003 г. - 20,9% населения. В России маркетинг ориентируется на меньшинство населения (средний и высший класс составляют около 28%).
Процессы глобализации обусловливают актуальность изучения социальной структуры общества США для разработки маркетинговых решений компаний на российском рынке.
Структура классов в США традиционно представлена в виде шести групп: верхушка высшего класса, высший, верхушка среднего класса, средний, верхушка низшего класса, низший.
Классическими подходами к структурированию американского общества являются функциональный подход Д. Гилберта и Дж. Каля и репутацион- ный подход Р. Колемана и Л. Рейнуотера.
Функциональный подход фокусируется на занятии, уровне дохода, условиях жизни. В данной классификации выделяются крупные классы капиталистов и профессионалов, принадлежащих к верхушке высшей и средней групп. Репутационный подход к структуре социального класса - взгляд на общество с точки зрения репутации и поведения. В основе подхода - персональный и групповой престиж.
|
|
Социально - классовая структура России еще неустойчива и нестабильна, поскольку процесс реформирования России еще не завершен.
3.4. Методы исследования социальных классов:
Методы определения социальных классов можно разделить по характеру участия в них исследователя и исследуемых на объективные, субъективные и толковательные. Объективные методы основаны на использовании количественных переменных социоэкономического статуса, таких как образование, профессия, доход. Субъективные методы базируются на восприятии респондентами других людей или самих себя. Толковательные методы основаны на «чтении» исследователями общества как «текста», используя статьи в прессе, художественную литературу, автобиографии, рекламу и другие сообщения.
Объективные методы можно разделить на однокритериальные показатели, в которых используется одно измерение -занятие, образование и др. и многокритериальные показатели, в которых применяется комбинация нескольких однокритериальных показателей.
3.5. Сегментирование рынка; особенности покупательского поведения социальных классов
Сегментирование рынка связано с различиями в поведении между группами людей, образующими рынок. Такие различия можно анализировать с помощью структуры социальных классов. Социальные классы имеют особенности покупательского поведения в осознании потребностей, выборе оценочных критериев, обработке информации, в процессе покупки как таковом.
|
|
Осознание потребности и оценочные критерии
Принадлежность к определенному социальному классу обусловливает схожие предпочтения в выборе товаров и торговых марок (например, одежда, обувь, автомобили, проведение досуга и т.д.).
Обработка информации
Для социальных классов характерны различные предпочтения в средствах массовой информации: газеты и журналы позиционируют для сегментов высшего общества, а низшие слои проводят вечера перед экранами телевизоров.
Манера речи людей тесно связана с их социальным классом. Языковые отличия необходимо учитывать при создании рекламной продукции.
Процесс совершения покупки
Социальный класс оказывает влияние и на мнение людей о том, как они должны делать покупки. Люди из низших классов предпочитают местные, знакомые магазины, где они могут надеяться на дружелюбие, сервис и простоту получения кредита. Потребители высшего и среднего класса более уверены в своих покупательских способностях. Они могут отправиться за покупками в незнакомые места и готовы обыскать весь магазин, чтобы найти нужную вещь. Представителям высших классов нужна приятная атмосфера торговых залов, восхитительные витрины и первоклассный сервис. Для низших классов - приобретение товаров для дома и одежды - это радостный и увлекательный момент.
Далеко не всегда достаточно просто владеть большим богатством или быть известным - не имеет большого значения, что у вас этого больше, чем у других. Основной побудительный мотив потребителя сделать покупку и затем выставлять купленный товар на всеобщее обозрение заключается не в том, чтобы получить от этой покупки удовольствие, а в том, чтобы продемонстрировать окружающим саму возможность позволить себе эту покупку. Другими словами, приобретенные с такой целью товары служат в качестве символов принадлежности к социальному классу. Различные товары используют в качестве статус символов достаточно часто.
Контрольные вопросы:
1. Охарактеризуйте значение социальной стратификации для маркетинга.
2. Опишите сущность понятия «социальный класс».
3. Укажите отличия системы социальных классов от кастовой системы и системы сословий.
4. Охарактеризуйте критерии выделения социальных классов.
5. Опишите необходимые и достаточные условия для выделения социальных классов.
6. Укажите различия социальных структур общества в США и России.
7. Укажите различия функционального и репутационного подходов к структурированию общества.
8. Охарактеризуйте методы исследования социальных классов.
9. Опишите особенности покупательского поведения социальных классов.
Список литературы:
1. Алешина, И.В. Поведение потребителей: учебник / И.В. Алешина. М.: Эко- номистъ, 2006.
2. Драганчук, Л.С. Поведение потребителей: учеб.-метод. комплекс / Л.С. Драганчук. Красноярск: Издат. Центр ИЕ и ГН СФУ, 2007.
3. Котлер, Ф. Основы маркетинга. 2-е евр. изд. /Ф. Котлер, Г. Армстронг, Дж. Сондерс, В. Вонг: пер. с англ. М.; СПб.; К.: Издат. дом «Вильямс», 2001.
4. Соломон, М.Р. Поведение потребителя. Искусство и наука побеждать на рынке /М.Р. Соломон: пер. с англ. - СПб.: ООО «ДиаСофтЮП», 2003.
5. Федько Н.Г. Поведение потребителей: учебное пособие /Н.Г. Федько, В.П. Федько. - Ростов н/Д: Феникс, 2001.
6. Энджел, Дж. Ф. Поведение потребителей. 10 - е изд. /Дж. Ф. Энджел, Р.Д. Блэкуэлл, П.У. Миниард: пер. с англ. СПб.: Питер Ком, 2007.
7. Hawkins D. I., Best R. J., Coney K. A. Consumer behavior: Implications for marketing strategy. The McGraw-Hill Companies, Inc., 2004.