Ценности имеют устойчивую природу и играют центральную роль в структуре личности человека, что обусловило значение персональный ценностей для понимания многих ситуаций потребления (выбор продукта и марки, сегментирование рынка и пр.) и принятия на основе этой информации маркетинговых решений.
Персональные ценности - убеждения людей о жизни и приемлемом поведении, выражающие цели человека, и соответствующие способы их достижения. Ценности могут быть как персональными, так и социальными. Социальные ценности - верования, разделяемые группой. Например, американские ценности включают: индивидуализм, молодежность, прогресс, материализм, активность, достижения, результативность, неформальность, равенство, недоверие государству. Социальные ценности определяют «нормальное» поведение для общества или группы, тогда как персональные ценности определяют «нормальное» поведение для индивидуума. Ценности отражают задачи (и способы их решения), многие из которых определяются тем обществом, в котором родился человек. Ценности, господствующие в стране, называются национальным характером - это устойчивые личностные характеристики, присущие популяции или нации.
Человек выбирает персональные ценности из многих социальных или других систем ценностей, с которыми он сталкивается. Хотя на людей оказывают влияние ценности групп, к которым они принадлежат (страны, религии, семьи и т. д.), каждый человек сортирует эти социальные ценности, формируя свои собственные. Персональные цели потребителя в итоге проявляются не только в его высказываниях, но и в поведении.
Способы измерения персональных ценностей
При измерении ценностей в исследованиях поведения потребителей часто используют шкалу ценностей М. Рокича (ШЦР), согласно которой ценности связаны как с терминальными ценностями (желаемыми конечными состояниями), так и с инструментальными ценностями (типом поведения, с помощью которых можно выполнить задачи). Ценность - это устойчивое убеждение в том, что какая-либо форма поведения или конечного состояния существования является для человека или общества более предпочтительной, чем противоположная форма поведения. ШЦР - наборы задач и способов поведения, которые респонденты ранжируют по степени важности. Результаты могут быть проанализированы с точки зрения пола, возраста, этнической принадлежности или другой переменной, по которой проводится сегментирование рынка.
В шкале ценностей Ш. Шварца (ШЦШ) рассматриваются системы ценностей. Ш. Шварц отрицает простую классификацию ценностей М. Рокича на терминальные ценности и инструментальные ценности и определяет структуру факторов мотивации; ценности рассматривает как существующие вне ситуации задачи, которые служат интересам отдельных людей или коллективов и представляют одну из десяти мотиваций, или типов ценностей, которые являются основными принципами жизни человека. Смысл личной ценности отражается в схеме ее взаимодействия с другими ценностями. Для этого применяется аналитический метод «анализ наименьшей площади». Ценности (саморегуляция, стимуляция, гедонизм, достижение, власть, безопасность, конформность, традиция, благожелательность, универсализм) служат личным, коллективным и смешанным интересам. Шкала Ш. Шварца используется для получения информации о причинах предпочтения потребителями одной фирмы/товара другим, для сравнения предпочтений в торговых марках среди различных сегментов рынка.
Ценности имеют значение для осознания потребностей в процессе принятия решения потребителем и влияют на определение им критериев оценки предназначения марки. Ценности влияют также на эффективность программ коммуникации, поскольку потребители задаются вопросом: «Хотел бы я побывать в такой (указанной в рекламе) ситуации?».
Для понимания того, как ценности определяют рыночный спрос, используют многоступенчатый анализ - выявление смысла высшего уровня как выгод (показателей продукта), так и ценностей, а также связей между показателями продукта, личными результатами (последствиями) и ценностями, которые структурирую компоненты познавательной сети в осознании потребителей. Такие схемы восприятия позволяют разработать новую маркетинговую стратегию, использую прежние показатели продукта, делая акцент на определенных ценностях целевой группы. С помощью дополнительного анализа можно установить размер сегментов, уровень совпадения ценностей и представителей, способы апеллирования к максимальному числу потребителей и уровень абстракции, необходимой для рекламных обращений и других элементов рекламной стратегии.






