11.1. Сущность и варианты потребительского выбора:
Потребители, осуществляя варианты потребительского выбора, ежедневно принимают множество решений о покупке, потреблении и освобождении от товаров. Варианты решения о покупке: купить или сэкономить деньги, когда покупать, что покупать - какую торговую марку и какого качества, где покупать, в какой форме оплачивать покупку. Решения о потреблении также имеют различные варианты: потреблять или нет, когда потреблять, как потреблять. Варианты решения об освобождении от товара: полное избавление, переработка, ремаркетинг (продажа использованных товаров).
Процесс принятия решения потребителем может рассматриваться как разрешение проблемы. Этот процесс, осуществляемый с целью удовлетворения потребностей, часто является рациональным и состоящим из ряда последовательных действий. При этом имеет место тщательное взвешивание и оценка функциональных, утилитарных атрибутов товара. В других случаях преобладает эмоциональный выбор и гедонистические стороны объекта. В этой ситуации объект покупки имеет символическое значение, которое находит выражение в удовольствиях, фантазиях и эстетическом восприятии. Покупка и потребление обычно отражают как утилитарные, так и гедонистические предпочтения потребителей.
|
|
11.2. Этапы процесса принятия решения о покупке:
Принятие решения потребителем зависит от внешних и внутренних факторов, рассмотренных ранее. В процессе выбора потребители решают проблемы различной сложности и масштаба, однако, сам процесс имеет устойчивую структуру и включает следующие стадии.
Осознание потребности - ощущение разницы между реальным положением и желательным в любой момент времени, инициирующее процесс принятия решения. Это различие происходит в результате взаимодействия индивидуальных ценностей и потребностей с внешней социальной средой.
Поиск информации - поиск информации в памяти (внутренний поиск) или во внешней среде (внешний поиск).
После осознания потребности потребитель обращается к своей памяти для того, чтобы определить, достаточно ли он знает о вариантах выбора товара, удовлетворяющего его потребность. Если собственных знаний недостаточно, то потребитель обращается к внешнему поиску. Склонность к привлечению внешнего поиска зависит от индивидуальности потребителя и влияния среды.
Все источники информационного поиска можно разделить на две категории: 1) маркетинговые и 2) другие. К первой группе относятся источники, формируемые и управляемые специалистами по маркетингу - реклама, включая информационные материалы в местах продаж, личные продажи, стимулирование сбыта (купоны, лотереи, розыгрыши, возврат части цены) и другие. Остальные источники информации - те, которыми специалисты по маркетингу полностью управлять не могут -рейтинги, информация, передаваемая «из уст в уста», справочники, экспертные оценки.
|
|
После получения потребителем информации из внешних источников происходит ее обработка.
Предпокупочная оценка вариантов - оценка альтернатив с точки зрения ожидаемой выгоды и ограничение выбора до предпочтительного варианта.
На этой стадии потребители используют оценочные критерии - стандарты для сравнения различных товаров и торговых марок. Выбор критериев зависит от индивидуальных особенностей потребителя и внешнего окружения.
Покупка - приобретение предпочтительного варианта товара или удовлетворяющей замены.
Покупка совершается в магазинах розничной торговли при наблюдаемом росте в развитых странах покупок на дому (прямой маркетинг). На этой стадии принятия решения важную роль играет опытный продавец.
Потребление - использование приобретенного товара.
Процесс потребления до недавнего времени мало интересовал продавцов. Сегодня растет осознание того, что удовлетворение и сохранение потребителя - это ключевые факторы успеха для производителя.
Послепокупочная оценка вариантов - оценка того, в какой степени получено удовлетворение от покупки.
Покупатели удовлетворены, если их ожидания оправдались. Удовлетворение потребителя очень важно при оценке вариантов или выборе в будущем.
Освобождение - избавление от неиспользованного продукта или остатков использованного.
На этой стадии потребитель стоит перед выбором полного избавления от остатков потребленного продукта, его переработки или ремаркетинга (продажа продуктов, бывших в употреблении). Эта стадия принятия решения потребителем в современных условиях является объектом конкуренции за влияние на поведение потребителей.
11.3. Типы процессов принятия решения о покупке:
Проблемы, стоящие перед потребителями, отличаются по степени сложности и могут быть решены тремя способами:
- расширенное решение проблемы связано с большими усилиями со стороны потребителя и отличается высокой степенью сложности. Подобное решение проблемы обычно используют покупатели новых автомобилей, дорогой одежды и других дорогих продуктов и услуг;
- ограниченное решение проблемы происходит, когда товар потребителю известен, но он ищет приемлемый выбор. Перед покупкой используется минимальная информация и оценка. Время и усилия на принятие решения сведены к минимуму. Ограниченное решение проблемы используется при покупке товаров дифференцированного предложения - продуктов питания (чай, кофе), бытовых приборов (пылесосы, кофеварки), одежды (костюмы, платья). По степени сложности решения проблемы оно находится между расширенным и привычным решением проблемы.
- привычное решение проблемы - покупка товаров повседневного спроса (хлеб, молоко, моющие средства), известных потребителю торговых марок, к которым они привыкли.
По степени сложности решаемой проблемы все процессы принятия решения потребителя делятся соответственно на три типа: расширенные, привычные и ограниченные процессы принятия решения. Деление решений на типы носит условный характер и необходимо для эффективной маркетинговой деятельности производителей и продавцов различных товаров.
Основным фактором, формирующим тип поведения в процессе принятия решения, является вовлеченность потребителя. Вовлеченность - это уровень ощущения человеком важности и/или интереса, вызванного стимулом (или стимулами) в рамках специфической ситуации. Вовлеченность в процесс решения проблемы носит временный характер, может варьироваться от низкого уровня до высокого. С ростом сложности покупки уровень вовлеченности возрастает. Вовлеченность определяется взаимодействием характеристик товара, индивидуума и ситуации.
|
|
Расширенное решение проблемы
Расширенное решение проблемы - это решение высокой степени вовлеченности. Товары расширенного поиска - это дорогостоящее жилье, компьютеры, услуги образования, покупка которых связана с большими финансовыми затратами. Риск и цена неверного выбора этих товаров велики. В процессе расширенного решения проблемы присутствуют все стадии процесса, хотя и не обязательно в точной последовательности.
Осознав проблему, потребитель проводит широкий внутренний и внешний информационный поиск. Оценивая многие альтернативы, потребитель использует большое количество критериев и затрачивает достаточно времени на обдумывание. Множество рассматриваемых альтернатив оценивается с помощью сложных правил решения. Размышление и оценка предшествуют стадии покупки в силу значимости правильного выбора товара.
У потребителя после покупки может возникнуть диссонанс, т.е. сомнения в правильности принятого им решения. Подобный диссонанс вероятен, если выбор варианта был трудным, а решение имело большое значение. Любая негативная информация о товаре может усилить диссонанс.
Для преодоления послепокупочного диссонанса специалисты по маркетингу применяют методы его снижения, например, с помощью обеспечения потребителя информацией, убеждающей его в правильности сделанного выбора.
Ограниченное решение проблемы Ограниченное решение проблемы по уровню сложности и вовлеченности потребителя занимает промежуточное положение между расширенным и привычным решением проблемы.
Покупка предполагает ограниченный поиск внешней информации. Нередко потребитель обращается только к внутреннему поиску информации. Используются простые правила решения, - покупается торговая марка, которая известна потребителю.
|
|
При таком типе решения проблемы осознание потребности практически ведет к совершению покупки, поскольку не требуется широкий информационный поиск и оценка, покупке не придается большого значения. Однако производитель, предлагающий рынку альтернативу с конкурентоспособным отличием, как бы мало оно ни было, получает временное преимущество. Покупка не требует сильной вовлеченности. Переключение с одной марки на другую вызвано широким ассортиментом товаров. Послепокупочная оценка ограничена. Придается значение только существенным отклонением от ожиданий потребителей.
Рыночная доля производителя часто зависит от выигрыша рекламной борьбы за торговую марку. Роль рекламы и демонстраций в местах продаж становится решающей. Торговая марка, узнанная в месте продажи, будет куплена с большей вероятностью. В переключении потребителя с одной марки на другую могут быть действенными бесплатные образцы в местах продажи, рекламные плакаты, купоны, убеждающие попробовать что-нибудь новое.
Привычное решение проблемы Процесс решения привычной проблемы является наиболее простым, поскольку проблема известна. Для решения проблемы достаточно внутреннего поиска информации, хранящейся в долгосрочной памяти, который дает решение - торговую марку. Потребитель повторяет покупки аналогичных товаров с небольшой оценкой вариантов или без нее. Оценка после покупки происходит только в том случае, если купленный товар значительно отклоняется от ожиданий потребителя.
Привычные решения могут осуществляться в двух формах:
- лояльность торговой марке / компании;
- инерция.
Лояльность торговой марке / компании - это приверженность покупателей данной марке или компании производителю. Лояльность потребителей формируется в результате активного и длительного поиска альтернативы, более всего отвечающего ожиданиям потребителей. Степень вовлеченности потребителей высокая, однако, сложность решения при этом незначительна. Решение, которое принимает потребитель, касается времени покупки, а не выбора марки. В случае лояльности излюбленной торговой марке потребитель будет искать ее, если она отсутствует в магазине. Конкурентам трудно переключать лояльных потребителей на новую марку или компанию.
Покупки по инерции отличаются нестабильностью. Потребитель не привержен и не привязан сильно к одной марке. Потребитель, не найдя марку в магазине, быстро соглашается приобрести подходящий заменитель. В этом случае он просто купит альтернативный товар. Ситуация переключения на другую марку характеризуется низкой степенью вовлеченности и слабым доверием к одному варианту по сравнению с другим. Потребители, покупающие по инерции, постоянно выбирают одну и ту же марку без какой - либо обработки информации и оценки марок. Информация рекламных роликов и газетных объявлений усваивается пассивно.
Импульсивная покупка Импульсивная покупка - это особый тип покупательского решения. Этот тип принятия решения о покупке отличается от предыдущих своей неза- планированностью. Такая покупка может быть вызвана рекламой в месте продажи или методами продвижения товара. Для покупателей, совершающих импульсивные покупки, характерно внезапное и спонтанное желание действовать. Покупатель ощущает внутренний конфликт и борьбу желаний, которые разрешаются незамедлительным действием. Объективная оценка минимальна, преобладают эмоции. Потребитель не задумывается о последствиях. При отсутствии здравых рассуждений процесс принятия решения характеризуется высоким эмоциональным настроем.
Существование различных типов процессов принятия покупательских решений (от расширенного до импульсивного) означает, что маркетинговые программы, формируемые для каждого типа, должны иметь свою специфику и отличия на каждом этапе процесса принятия решения.
Контрольные вопросы:
1. Опишите сущность процесса принятия решения потребителем.
2. Охарактеризуйте этапы процесса принятия решения о покупке.
3. Укажите отличия предпокупочных и послепокупочных процессов.
4. Опишите способы решения проблем, стоящих перед потребителями.
5. Охарактеризуйте понятие «вовлеченность».
6. Охарактеризуйте особенности расширенного принятия решения потребителями.
7. Опишите особенности ограниченного принятия решения потребителями.
8. Охарактеризуйте особенности привычного принятия решения потребителями.
9. Опишите импульсивную покупку как особый тип покупательского решения.
Список литературы:
1. Ассэль Г. Маркетинг: принципы и стратегия: учебник для вузов / Г. Ассэль. М.: ИНФРА-М, 2001.
2. Алешина, И.В. Поведение потребителей: учебник / И.В. Алешина. М.: Экономиста, 2006.
3. Драганчук, Л.С. Поведение потребителей: учеб. - метод. комплекс / Л.С. Драганчук. Красноярск: Издат. Центр ИЕ и ГН СФУ, 2007.
4. Майерс Д. Социальная психология. 7-е изд. / Д. Майерс. СПб.: Питер, 2005.
5. Соломон, М.Р. Поведение потребителя. Искусство и наука побеждать на рынке / М.Р. Соломон: пер. с англ. СПб.: ООО «ДиаСофтЮП», 2003.
6. Фоксол Г. Психология потребителя в маркетинге / Г. Фоксол, Р. Голдсмит, С. Браун: пер. с англ. СПб.: Питер, 2001.
7. Энджел, Дж. Ф. Поведение потребителей. 10 - е изд. /Дж. Ф. Энджел, Р.Д. Блэкуэлл, П.У. Миниард: пер. с англ. СПб.: Питер Ком, 2007.
8. Hawkins D. I., Best R. J., Coney K. A. Consumer behavior: Implications for marketing strategy. The McGraw-Hill Companies, Inc., 2004.