10.1. Понятие мотивации:
Потребительская мотивация - движущая сила, активирующая поведение потребителя и предоставляющая цель и направление для этого поведения. Мотив - это невидимая, неявная внутренняя сила, стимулирующая и вызывающая поведенческую реакцию и обеспечивающая специфическое направление для этой реакции.
Модель процесса мотивации включает: стимул, обрабатываемый потребителем, осознание потребности, состояние побуждения, целенаправленное поведение и стимульные объекты. Мотивация начинается с присутствия у индивидуума обрабатываемого стимула. В процессе информационной обработки стимул проходит этапы контакта, внимания, понимания, принятия и запоминания.
Стимул может вызывать расхождение реального состояния индивидуума и его желаемого состояния, тогда появляется потребность - восприятие потребителем несоответствия между идеальным и действительным состоянием. В любой момент жизни человек испытывает различные потребности. При этом следует заметить, что потребность в товарах не является творением специалистов по маркетингу. Потребность существовала задолго до того, как специалисты по маркетингу начали ею заниматься. С помощью маркетинга можно стимулировать желание приобрести товар, однако оно не возникнет, если потребность не существует.
|
|
Потребности могут быть врожденными (в пище, например) и обретенными в результате обучения (потребность в профессиональном росте). Потребности в зависимости от ожидаемой выгоды от покупки или использования могут быть двух видов: 1) утилитарные - связаны с объективными характеристиками товара, его функциональными свойствами, и 2) гедонистические - это потребности, основанные на опыте и связанные с субъективным восприятием, эмоциональными ожиданиями и этическими аспектами поведения потребителя. Сходство между этими потребностями - в процессе принятия решения о покупке они участвуют одновременно. Все потребности человека никогда не удовлетворяются полностью - при удовлетворении одной, появляется другая. В случае конфликта потребностей первой, как правило, удовлетворяется потребность базового характера. Маркетинговая деятельность направлена на удовлетворение различных потребностей, путем создания товаров и услуг и конкуренции на рынке за потребителя.
Возникновение потребности вызывает состояние побуждения - состояние, в котором индивидуум испытывает эмоциональный и психологический подъем. Состояние побуждения активирует вовлечение человека в целенаправленное действие для получения стимульных объектов. По мере усиления состояния побуждения потребителя усиливаются его чувства и эмоции, что увеличивает уровень вовлеченности и информационной обработки (например, анализ рекламных объявлений). В состоянии побуждения потребители вовлекаются в целенаправленное поведение - действия, предпринимаемые для разрядки состояния потребности (поиск информации, разговоры с другими потребителями, поездка в магазин и пр.).
|
|
Стимульные объекты для потребителя - это продукты, услуги, информация и люди, способные удовлетворить потребность. Стимульные объекты соединены обратной связью со стадией осознания потребности, где они сужают разрыв между реальным и желаемым состоянием. Потребители направляют поведение на обретение стимульных объектов для удовлетворения потребностей. Стимульные объекты потребителей могут быть позитивными, либо негативными (отсутствие необходимого товара в магазине, некомпетентность продавца), поскольку последние вызывают негативную реакцию у потребителя, целью маркетолога является разработка продуктов, услуг, розничных точек, упаковки, рекламы, составляющих позитивное подкрепление для потребителя.
Роль вовлеченности в мотивации
Вовлеченность - степень придаваемой объекту важности или интереса, вызванного неким стимулом в определенной ситуации - имеет основополагающее значение для понимания и объяснения поведения потребителей. Вовлеченный потребитель мотивирован действовать так, чтобы снизить до минимума риски и максимизировать выгоды от покупки и использования продукта. В зависимости от связи между движущими человеком силами и выгодами, которые несет продукт, вовлеченность может варьироваться от низкой до очень высокой. Ее активизация происходит, когда характеристики личности (потребности, ценности, самовосприятие), характеристики продукта (риски и вид продукта), ситуация покупки (ее цели, тип) сталкиваются с соответствующими маркетинговыми раздражителями.
10.2. Теории мотивации:
Теории мотивации для специалиста по маркетингу являются моделями управления потребительским поведением. Теории мотивации являются для специалистов по маркетингу моделями управления поведением потребителей. Все многообразие моделей можно разделить на две группы: содержательные модели и процессуальные.
Теории содержания мотивации анализируют факторы, оказывающие
ТЛ W "
влияние на мотивацию. В значительной мере предмет этих теорий сконцентрирован на анализе потребностей и их влиянии на мотивацию. Эти теории описывают структуру потребностей, их содержание и то, как данные потребности связаны с мотивацией человека к деятельности. В данных теориях делается попытка дать ответ на вопрос о том, что внутри человека побуждает его к деятельности. Наиболее известными теориями мотивации этой группы являются: 1) теория иерархии потребностей, разработанная А. Маслоу; 2) теория ERG, разработанная К. Альдерфером; 3) теория приобретенных потребностей Д. МакКлелланда и 4) теория двух факторов Ф. Герцберга.
Теория мотивации А. Маслоу Теория мотивации А. Маслоу основана на четырех предпосылках:
- все люди приобретают одинаковый набор мотивов в силу генетической наследственности и социального взаимодействия;
- некоторые мотивы более фундаментальны или критически значимы, чем другие;
- наиболее базовые мотивы должны быть удовлетворены до минимального уровня, перед тем как активируются другие мотивы;
- после удовлетворения базовых мотивов начинают действовать более высокого уровня.
Иерархия мотивов Маслоу включает следующие уровни:
|
|
- физиологические мотивы.
- безопасность.
- принадлежность.
- самооценка.
- самоактуализация.
Теория ERG Альдерфера Теория ERG Альдерфера - теория мотивации, согласно которой люди в своих мотивациях опираются на три вида потребностей, которые могут быть объединены в отдельные группы:
- потребности существования (физиологические и потребности безопасности);
- потребности связи (принадлежность, причастность и прочие потребности, отражающие социальную природу человека);
- потребности роста (самовыражение, признание и самоутверждение).
Между теориями А. Маслоу и К. Альдерфера существует отличие: по Маслоу, движение происходит от потребности к потребности только снизу вверх; Альдерфер считает, что движение идет в обе стороны - наверх, если не удовлетворена потребность низшего уровня, и вниз, если не удовлетворена потребность более высокого уровня. При этом в случае неудовлетворения потребности верхнего уровня усиливается степень действия потребности более низкого уровня, что переключает внимание человека на этот уровень. Процесс движения вверх по уровням потребностей К. Альдерфер называет процессом удовлетворения потребностей, а процесс движения вниз - процессом фрустрации, т. е. поражения в стремлении удовлетворить потребность. Наличие двух направлений движения в удовлетворении потребностей открывает дополнительные возможности в мотивации потребителей.
Теория мотивации Д. МакКлелланда Согласно теории мотивации Д. МакКлелланда поведение людей мотивируется тремя базовыми обучаемыми потребностями: потребность в достижении, соучастия и власти. Люди с высокой мотивацией достижений стремятся преуспевать и брать на себя ответственность за решение проблем. Потребность в соучастии мотивирует людей приобретать друзей, становиться членом групп и ассоциироваться с другими, в большей степени, чем преуспевать. Потребность во власти относится к желанию обрести и осуществлять контроль над другими. Цель - влиять, направлять и, возможно, доминировать над другими людьми. Потребность во власти может быть позитивной, выливаясь в силу убеждения, вдохновения других и решения проблем, или негативной, если выливается в желание доминировать и подчинять других людей. Мотивационная теория МакКлелланда означает для маркетолога, в частности, что продукты можно рекламировать в соответствии с мотивационными темами целевого рынка.
|
|
Теория двух факторов Ф. Герцберга
Ф. Герцберг совместно с рядом своих коллег исследовал факторы, которые оказывают мотивирующее и демотивирующее влияние на поведение человека и вызывают его удовлетворенность или неудовлетворенность. При этом выяснилось, что процесс обретения удовлетворенности и процесс нарастания неудовлетворенности, с точки зрения обусловливающих их факторов, - два различных процесса, т.е. устранение факторов, вызывающих рост неудовлетворенности, не обязательно приводило к увеличению удовлетворенности. Справедливо и обратное - если фактор способствовал росту удовлетворенности, не означает, что при ослаблении его влияния будет расти неудовлетворенность.
Гигиенические факторы (или факторы здоровья, поскольку они создают нормальные здоровые условия жизни) соответствуют физиологическим потребностям, потребности в безопасности и уверенности в будущем. Мотивирующие факторы связаны с характером и сущностью. Исследования двухфак- торной теории мотивации показали, что факторы здоровья редко вызывают удовлетворенность, а мотивирующие факторы и факторы здоровья действуют одновременно.
Механизм воздействия мотивирующих факторов Ф. Герцберга отличается от теории А. Маслоу. Согласно теории Маслоу, любое воздействие, направленное на удовлетворение потребностей обладает мотивирующим эффектом, а согласно теории Ф. Герцберга имеется некоторое пороговое значение, минимальный набор, по достижению которого начинают действовать мотивирующие факторы.
В теориях процесса мотивации анализируется то, как человек распределяет усилия для достижения различных целей и как выбирает конкретный вид поведения. Процессуальные теории не оспаривают существования потребностей, но считают, что поведение людей определяется не только ими. Согласно процессуальным теориям поведение личности является также функцией его восприятия и ожиданий, связанных с данной ситуацией, и возможных последствий выбранного типа поведения. Основное внимание обращается на то, чтобы развить и усилить желательные для субъекта мотивирования мотивы действий потребителей, и наоборот, ослабить те мотивы, которые мешают эффективному управлению поведением потребителей.
Наиболее известной теорией мотивации этой группы является теория ожидания.
Теория ожидания
Теория ожидания своими корнями уходит в тридцатые годы и связана в значительной мере с разработками К. Левина. Одним из разработчиков собственно концепции ожидания применительно к мотивации можно назвать В. Врума. Данная теория основана на теоретическом положении о том, что наличие активной потребности не является единственно необходимым условием мотивации человека в достижении определенной цели.
Человек также должен надеяться на то, что выбранный им тип поведения действительно приведет к удовлетворению или приобретению желаемого им результата. При анализе мотивации теория ожидания рассматривает три взаимосвязи: затраты - результаты, результаты - вознаграждение и валентность (удовлетворенность вознаграждением).
Мотивация рассматривается как произведение данных элементов, поэтому если значение одного из них ослабляется, то и мотивация будет низкой. Например, если потребитель чувствует, что прямой связи между затрачиваемыми им усилиями на поиск лучшей марки товара и достигаемым удовлетворением от ее использования нет, то, согласно теории ожиданий, мотивация потребителя в отношении удовлетворения существующей потребности с помощью данной марки будет ослабевать. Поэтому при принятии маркетинговых решений необходимо стремиться к соблюдению баланса между затратами потребителя на поиск и приобретение товара и потенциальной удовлетворенностью им.