Модуль 2. Химические методы анализа. Раздел 4. Качественный химический анализ

 

Тема 5. Методы качественного анализа

 

Первоначальная задача при исследовании любого материала – его каче-ственный анализ на содержание наиболее распространенных неорганических ионов, поскольку знание элементного состава исследуемого материала и сте-пеней окисления присутствующих элементов во многом определяет его структуру и свойства.

Задачи качественного химического анализа – обнаружение в исследуе-мом образце и идентификация строго определенных компонентов: химиче-ских элементов или ионов, функциональной группы или какого- либо конкрет-ного химического вещества. Этот анализ осуществляется как с помощью хи-мических реакций, так и в результате наблюдения некоторых физических свойств веществ. В ходе его так же можно приблизительно оценить содержа-ние этого вещества в образце: большое, малое, очень малое, следы.

 

5.1. Аналитические операции и реакции. Требования к ним

 

В химическом анализе для выявления присутствия-отсутствия веществ используют химические реакции. В ряде случаев, если не удается выбрать до-статочно чувствительную реакцию, проводят дополнительно физические ис-пытания, например, спектральный анализ.


 

Способность реакции показывать аналитический эффект при очень малых содержаниях определяемого вещества. Чувстви-тельность реакции характеризуют: открываемый минимум, пре-дел обнаружения, произведение растворимости.

Минимальное количество вещества, [мкг], которое может быть открыто (выявлено) в минимальном объеме пробы (в одной кап-ле раствора).

Минимальная концентрация вещества, [мкг/мл, мг/л, моль/л, % и т.д.], при которой аналитическая реакция дает положительный эффект.

Произведение концентраций ионов [M m+ ] и [А а- ], [моль/л], нахо-дящихся в равновесии с осадком М а А m:

ПРМ а А m = [M m+ ] а · [А а- ] m

Способность реакции давать аналитический эффект с ограничен-ным числом веществ (наивысший случай селективности – специ-фичность, когда аналитический эффект возникает только при на-личии одного единственного вещества).

Реактивы, используемые для разделения изучаемых ионов на аналитические группы. Реакции, применяемые для открытия отдельных ионов, называются характерными.

               

Примеры аналитических реакций

  Таблица 1
   
Реакции,  

Примеры

Аналитический Примеры
процесс

уравнений реакций

эффект открываемых
              ионов и веществ
Осаждения Ba +2+

SO 42-

= BaSO 4¯ Образование белого Ba +2, SO 42-
            осадка  
Кислотно-основ-

CO 2-+2 H

O +

= CO - +3 Выделение пузырьков CO 2-

ные

         

газа

 
           
Окислительно- Mn +2+ 2 H

O = MnO ¯ +

Образование темно-ко- Mn + 2

восстановительные

         

ричневого осадка

 
           
Комплексообразо-

Fe +3+3 SCN -

= Fe (SCN) Появление красной Fe +3
вания           окраски раствора  
Этерификации

CH 3 COOH + C 2 H 5 OH =

Появление запаха гру- CH 3 COOH
 

= CH 3 COOC 2 H 5 + H 2 O

ши  
Экстракции

I 2(водн.) + C 6 H 6 = I 2(орг.)

Фиолетовый экстракт I 2

Для качественного анализа пригодны только те реакции, которые со-провождаются заметным, характерным только для этого вещества, изменени-ем реакционной смеси – аналитическим эффектом. Аналитическим эффек-том может быть появление (или исчезновение) осадка, окраски, выделениегазов, способность экстрагироваться несмешивающимся с водой раствори-телем, характерной окраской пламени при внесении в него испытуемой про-бы и т.п. В качестве таких реакций могут быть взяты реакции разных типов, примеры – в табл. 2. Кроме того качественная реакция должна обладать высо-кой чувствительностью и селективностью (табл.2).

 

Таблица 2

Основные понятия и определения качественного анализа Основные понятия ка- Определения чественного анализа

Чувствительность ана-литической реакции

 

 

Открываемый мини-мум (ОМ)

 

Предел обнаружения (ПрО)

 

Произведение раство-римости осадка (ПРМ а -

А m)

 

Селективность анали-тической реакции

 

 

Групповые реагенты


 

Если содержание вещества в пробе меньше, чем ОМ или ПрО, то это ве-щество может остаться не открытым, и необходимо искать более чувстви-тельную реакцию (с меньшим значением произведения растворимости) или прибегнуть к какому-либо способу концентрирования раствора (например, к упариванию, сорбции, экстракции), чтобы концентрация раствора превысила ПрО.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: