Глава 11. Умение владеть собой
Уильям Джеймс, один из основателей экспериментальной психологии, сказал: «Искусство быть мудрым — это искусство знать, чем можно пренебречь». Молодые люди, которые только начинают работать, испытывают каждодневный стресс. Им часто приходится выслушивать критические замечания и недовольство от начальства, и они достаточно эмоционально реагируют на подобные моменты. С возрастом приходит то, что принято называть «эффектом позитивности». Нас все больше интересует позитивная информация, а на негативную мы реагируем не так резко.
Но молодые люди с их активным миндалевидным телом часто борются с эмоциями путем смены работы или партнера. Они чувствуют себя, как лист на ветру: от любого дуновения лист может сорваться и упасть. Но для того, чтобы выстоять,нужно обрести корни. Для этого приходится учиться брать под контроль свои реакции на стрессовые ситуации и их интерпретацию. В наших силах успокоить наше миндалевидное тело, эмоциональный мозг, и заставить работать лобную долю, наш думающий мозг.
Пересмотр собственных реакций и установок уменьшает и даже предотвращает негативные эмоции. Исследования показывают, что людям, способным контролировать свои эмоции, свойственны более высокая удовлетворенность жизнью, оптимизм и целеустремленность. Кроме того, у них лучше складываются отношения с окружающими.
Глава 12. Уверенность приобретается с опытом
Исследователи выяснили, что людям присущи два типа мышления:
• Мышление фиксированное;
• Мышление развивающееся.
Люди с фиксированным мышлением убеждены, что их состоятельность или компетентность — константа. То есть непоколебимо верят в то, что у них, например, есть способности или талант к этой деятельности или их нет. И нет никакой возможности что-либо изменить.
Люди с развивающимся мышлениям убеждены, что человек может меняться и успех — величина достижимая. Человек в определенных пределах может учиться и развиваться. Неудачи и промахи такие люди воспринимают как шанс для развития и перемен.
Фиксированный тип мышления препятствует достижению успеха. Студенты с таким мышлением быстро теряют уверенность в себе перед лицом сложной задачи, они отказываются от сложных проектов и испытывают по отношению к учебе душевные страдания, стыд и огорчение. Студенты с развивающимся мышлением учатсялучше, а по окончании учебы говорят, что стали увереннее, решительнее и сильнее.
Уверенность в себе — не врожденное, а приобретенное с опытом качество. В ее основе лежит опыт непосредственной деятельности или воспоминания о достигнутых успехах, особенно если они дались ценой больших усилий. Уверенность в себе берет верх над неуверенностью, когда она опирается на опыт.
Многие молодые люди, которые из-за низкой уверенности в себе прячутся от жизни, выполняя не соответствующую их квалификации работу, действуют вопреки своим интересам. Для того чтобы профессиональная деятельность повышала уверенность в себе, она должна быть трудной и интересной. Устойчивая уверенность — результат достижения успехов и преодоления неудач.