Закон спроса. Факторы, влияющие на спрос. Агрегированная функция спроса

Закон предложения

Спрос

Интуитивно представление о спросе имеет каждый. Спрос – потребность в чем-либо. В экономике обычно подразумевается платежеспособный спрос, т.е. такая потребность, которая равна величине платежных средств у покупателя. Спрос характеризует возможную величину покупки товаров и величину затрат на такую покупку. Если обобщить сказанное, то спрос показывает количество продуктов, которое потребители готовы и в состоянии купить по некоторой цене из возможных цен в течение определенного периода времени. Таким образом, спрос – это не абсолютная величина, это шкала.

Запишем в виде выражения:

Если какая-то потребность может удовлетворяться только через оплату, то размер этой оплаты (цена товара) влияет и на выбор товаров, и на величину покупки. Например: продажа 6 ед. товара и платежеспособность 6 ед. (табл. 1).

Таблица 1

Зависимость цены товара и спроса

Товарное предложение Цена за единицу товара, Р Платежеспособный спрос Количество купленного товара, QD
       
       
       
       
       

Изобразим эту зависимость на графике (рис. 2).

Рис. 2. Кривая спроса

Р – цена (P - price); QD – количество продукции (спрос); D – спрос (D - demand)

Из графика видно, что между ценой товара и количеством покупок существует обратная зависимость:

Спрос = 1 / Цена

Это и есть закон спроса. Сущность его такова: «Чем ниже цена товара, тем больше его количество будет куплено и наоборот».

Это – величайший закон рыночной экономики, который стоит на защите потребителя. Заметим, что этот закон действует в условиях превышения предложения над спросом (когда нет дефицита). В экономике различают сам спрос и величину спроса.

Сам спрос – весь ряд устойчивых зависимостей, где каждой определенной цене соответствует своя величина спроса.

Величина спроса – конкретный объем покупки на данном графике.

Величина спроса может подниматься или опускаться, но эти изменения заданы конкретными ценами. На спрос оказывают влияние многие факторы: доходы потребителей, налоговая политика, погода, мода и т.д. Под влиянием этих факторов может изменяться и сам спрос, т.е. переместится вся кривая вправо или влево. Под влиянием ценового фактора спроса, т.е. изменения цены на данный товар происходит изменение величины или объема спроса. На графике это отражается движением вдоль кривой спроса. При увеличении объема спроса происходит движение вдоль кривой спроса вправо вниз и, наоборот, при уменьшении – влево вверх.

Неценовые факторы спроса:

1. Потребительские вкусы (предпочтение покупателя).

2. Число покупателей на рынке.

3. Доход покупателей. Выделяют две группы товаров, на которые доход покупателей влияет по-разному:

- продукты, на которые изменения доходов покупателей влияют прямо («нормальные доходы»);

- продукты, на которые изменения доходов покупателей действуют обратно (товары низшей категории).

4. Цены на сопряженные товары:

- сопутствующие товары;

- товары – заменители (субститы).

Увеличение цены на один из сопутствующих товаров приводит к уменьшению спроса на другой сопутствующий товар.

Увеличение цены на один из товарозаменителей приводит к повышению спроса на другой товар.

5. Ожидание потребителей, которые зависят от:

1) будущих цен на товары;

2) наличия товаров;

3) будущих товаров.

Под влиянием неценовых факторов спроса происходит изменение положения кривой спроса в системе координат.

Если спрос увеличивается, происходит сдвиг кривой спроса вправо вверх, и наоборот, если спрос уменьшается, кривая сдвигается влево вниз.

Дополнительные затраты и их влияние на спрос

Денежная цена товара – это не единственный фактор, влияющий на спрос. Она не учитывает дополнительные затраты и дополнительные выгоды, которые зачастую могут «перевесить» собственную денежную цену (например, бутылочное и пакетное молоко, дополнительные затраты на бутылки, дополнительно – возврат залога стоимости бутылки). Иногда дополнительные затраты могут даже превышать денежную цену (например, сборка мебельного гарнитура). Чем больше дополнительных затрат на данный товар, тем меньше будет при прочих равных условиях величина спроса. Бизнесмен должен учитывать величину совокупных затрат: денежные + дополнительные и вынос на рынок продукции максимальной готовности к потреблению, что зачастую позволяет повысить цену продажи и увеличить прибыль.

Временной фактор и его влияние на спрос

Ответная реакция величины спроса на изменение цены является временным процессом, т.е. между изменением цены и изменением величины спроса существует временной интервал. Повышение цены на какой-то товар на начальном этапе может не отразиться на спросе, покупателю некуда деваться. Конкурентность требует некоторого времени, чтобы освоить в производстве новый товаросубстит и привлечь покупателей. Но если взять достаточно продолжительный период, то повышение цены любого товара влечет за собой по закону спроса – уменьшение величины покупок, иначе потребитель переориентирует свои расходы.

Совокупный спрос

Совокупный спрос – это сумма индивидуальных спросов на конечные товары и услуги, предлагаемые на товарном рынке. Основными факторами его проявления служат: потребительский спрос, инвестиционный спрос, спрос на товары и услуги со стороны государства и расходы на «чистый» объем экспорта. Таким образом:

Совокупный (агрегированный) спрос (АD)(АD – aggregate demand) – объем представленной на рынке потребности в товарах и услугах, ограниченной сложившимся уровнем цен и платежностью потребителей.

Совокупный спрос – это неабсолютная величина, это шкала.

Запишем в виде выражения:

При прочих равных условиях: чем ниже уровень цен, тем большую часть национального продукта захотят приобрести потребители, и, наоборот, при росте цен потребители станут покупать меньше продукции.

Кривая совокупного спроса – кривая взаимосвязи между желаемыми и планируемыми расходами в экономике в целом на конечные товары и услуги и средним уровнем цен (рис. 3).

P`
                                                                                               

         
 
A`
 


AD``
                                                                        

 


                                                                                                              

                                                                                                              

     

     
 
Q`AD


Рис. 3. Кривая совокупного спроса и ее изменение

P` – сложившийся уровень цен; Q`AD – совокупное производство

Из графика видно, что траектория кривой AD такая же, как и индивидуального спроса на любой товар, однако характер ее определяют совершенно другие факторы.

Ценовыми факторами совокупного спроса являются:

- эффект процентной ставки;

- эффект богатства или реальных кассовых остатков;

- эффект импортных закупок.

Эффект процентной ставки состоит в следующем. Если в стране наблюдается рост цен (инфляция), то при неизменной денежной массе это приведет к росту спроса на наличные деньги и к увеличению ставки процента, которая является ценой денег. Чем выше процентная ставка, тем ниже потребительский спрос, ведь многие товары длительного пользования покупаются на основе потребительского кредита. Удорожание кредита приведет к уменьшению потребительских расходов, а значит, высокому уровню цен будет соответствовать меньший объем реального производства и совокупного спроса.

Рассмотрим влияние изменения уровня цен в стране на величину реального богатства (реальных кассовых остатков). Богатство населения в значительной мере представлено в виде различных финансовых активов (облигаций, акций, срочных вкладов и т.д.), имеющих постоянную номинальную стоимость. С ростом уровня цен реальная стоимость или покупательная способность финансовых активов снижается, люди становятся реально беднее и реально сокращают свой спрос на товары и услуги.

Эффект импортных закупок учитывает соотношение цен на товары у нас в стране и за границей. Если в нашей стране возрастает общий уровень цен, то покупатели будут отдавать предпочтение импортным товарам, которые станут дешевле отечественных. Иностранцы же, наоборот, сократят объем покупок наших товаров. Последствиями этих процессов будут сокращение нашего экспорта и рост импорта, что приведет к снижению чистого экспорта (экспорт минус импорт) в совокупном спросе на отечественные товары и услуги.

Все три эффекта объясняют снижение совокупного спроса в связи с ростом общего уровня цен (инфляцией). Аналогичным образом можно объяснить, как снижение общего уровня цен в стране (дефляция) через действие указанных эффектов приводит к росту совокупного спроса.

Эти процессы находят отражение на графике кривой совокупного спроса. Если уровень цен повысился, то это приведет к снижению объема национального продукта, который смогут приобрести домохозяйства, предприниматели и государство. Соответственно величина совокупного спроса переместится из т. А в т. В на кривой спроса AD. Изменение уровня цен при прочих равных условиях вызывает изменение величины совокупного спроса. Графически это отражается движением вдоль стабильной кривой AD.

Если происходит изменение, каких-либо других факторов, кроме уровня, то происходит изменение совокупного спроса.

Неценовыми факторами совокупного спроса являются:

- изменения в потребительских расходах, которые могут быть вызваны изменением благосостояния потребителем, ожиданий потребителя (его прогнозов на будущий доход), задолженности потребителя и уровня налогов, в первую очередь, подоходного налога;

- изменения в инвестиционных расходах, зависящих от уровня процентных ставок, ожиданий инвестиционной прибыли, налогов с предприятий, уровня используемых технологий и наличия у предприятий избыточных мощностей;

- изменения в государственных расходах;

- изменения в расходах на чистый экспорт, которые, в свою очередь, зависят от НД в зарубежных странах – партнерах во внешней торговле – и от изменения курса национальной валюты по отношению к валютам других стран.

Если происходит изменение хотя бы одного или нескольких неценовых факторов совокупного спроса, происходит изменение уровня совокупного спроса. Рост совокупного спроса отражается перемещением из т. А в т. A`` и смещением графика AD вправо, в положение AD``. И наоборот, уменьшение совокупного спроса под действием неценовых факторов приводит к сокращению уровня совокупного спроса, что отражается в перемещении из т. А. в т. А` и смещении кривой влево в положение AD`.

Таким образом, можно выделить следующие особенности кривой AD:

- кривая AD имеет отрицательный наклон, означающий, что рост уровня цен приводит к сокращению потребления, инвестиций, расходов правительства и чистого экспорта;

- изменение величины совокупного спроса в результате изменения среднего уровня цен отражается движением вдоль кривой AD;

- изменение потребления, инвестиций, государственных расходов и чистого экспорта в своей совокупности определяют неценовые факторы совокупного спроса, ведут к изменению совокупного спроса и вызывают смещение кривой AD.

Предложение

Предложение, как и спрос – особая сфера в рыночной экономике со своей экономической логикой поведения участника.

Предложение – совокупность товаров, которые создаются производителем и выносятся на рынок.

Цена, назначаемая производителем – «цена предложения». Поскольку предложения очень многообразны, то их принято классифицировать на ряд групп: сырье (ресурсы), товары промышленного назначения, труд (наемный), капитал (производительный и денежный); товары потребительские включают несколько подгрупп: изделия длительного пользования (холодильники и т.д.), краткосрочного пользования и услуги. Этот состав предложении не остается постоянным, время вносит свои коррективы. Каждая группа образует свой локальный рынок со своими специфическими чертами. Аналогично закону спроса, в рыночной экономике действует и закон предложения, характеризующий связь между предложением и ценой.

Из графика, изображающего взаимосвязь предложения и цены (рис. 4), видно, что между ценой товара и предложением существует прямая зависимость:

Предложение ~ Цена

                   

Рис. 4. Кривая предложения

QS – величина предложения; P – цена; S – предложение (S – supply)

Это и есть закон предложения. Сущность его такова: «При увеличении цены величина предложения повышается, а при уменьшении цены величина предложения снижается».

Из закона предложения следует, что цена может быть как стимулом, так и антистимулом для производства товаров. Под влиянием ценового фактора предложения происходит движение вдоль кривой предложения вправо вверх (если величина предложения увеличивается) и влево вниз (если величина предложения уменьшается).

Как и в случае со спросом, здесь различают само предложение и величину предложения.

Само предложение – весь ряд устойчивых зависимостей, где каждой цене соответствует величина предложения.

Величина предложения – конкретная величина продаж в данной зависимости.

Неценовые факторы предложения:

1. Цены на ресурсы.

2. Технология производства: эти два фактора связаны с издержками производства.

3. Налоги и дотации.

4. Цены на другие товары (их изменения делают более выгодными или, наоборот, невыгодными производство данного товара).

5. Информационное ожидание приводит к снижению предложения товаров.

6. Число продавцов на рынке.

Неценовые факторы влияют на уровень предложения. Если предложение возрастает, то его кривая в системе координат сдвигается вниз вправо, если предложение уменьшается, то его кривая сдвигается вверх влево.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: