Согласно закону спроса (предложения) при снижении цены потребители будут приобретать большее количество продукции (соответственно предложение будет снижаться). Однако степень реакции потребителей на изменение цены может значительно варьироваться от продукта к продукту. Коррекция спроса (предложения) в отношении одной и той же продукции существенно варьируется при изменении цен. Объясняя степень чуткости, или чувствительности потребителей (соответственно предложение) к изменению цены продукции, Альфред Маршал разработал концепцию эластичности.
Эластичность – мера реагирования одной переменной величины (спроса или предложения) на однопроцентное изменение другой переменной величины (цены). Степень ценовой эластичности или неэластичности спроса (предложения) экономисты измеряют при помощи коэффициента ED (ES), вычисленной по следующей формуле:
.
Характер спроса
Характер спроса меняется в зависимости от изменений факторов, имевших ранее постоянные величины. Изменение характера спроса выражается в смещении кривой D вправо или влево, как изображено на графике (рис. 6).
![]() |
Рис. 6. Изменение характера спроса
Спрос является функцией всех факторов: D = f (F1… Fn).
В результате изменения характера спроса меняется цена. Рост денежных доходов населения смещает кривую в положение D2, а в случае их снижения – в положение D1.
Отрицательное значение показателей в данной формуле не принимается во внимание, знак минус опускается.
Ценовая эластичность характеризует степень чувствительности потребителей к изменению цены.
Если снижение цены P вызывает увеличение количества покупаемого товара QD, то выручка P · Q возрастает, т.е. EPD > 1. В данном случае говорят, что спрос является эластичным.
Если снижение цены P вызывает незначительное увеличение количества покупаемого товара QD, то выручка P · Q уменьшается, т.е. EPD < 1. В данном случае говорят, что спрос является неэластичным.
Изобразим графически эластичный и неэластичный спрос (рис. 7).
![]() |
Рис. 7. Эластичный, единичный и неэластичный спрос:
D1 – эластичный спрос; D2 – неэластичный спрос; D3 – единичная эластичность спроса
Между эластичным и неэластичным спросом возникает пограничная ситуация, когда процентное изменение цены равно процентному изменению количества покупаемого товара. Этот специфический случай называют единичной эластичностью, т.е. EPD = 1 (на графике кривая D3).
Наряду с терминами «эластичный спрос» и «неэластичный спрос», существуют понятия «совершенно неэластичный спрос» и «совершенно эластичный спрос» - как крайние случаи (рис. 8).
Спрос на любой товар зависит не только от его цены, но и от уровня цен на другие товары. Для определения взаимосвязи между ними используется коэффициент перекрестной ценовой эластичности спроса.
Косвенная (перекрестная) эластичность товаров a и b равна:

![]() |
Рис. 8. Совершенно эластичный и совершенно неэластичный спрос
D1` – совершенно эластичный спрос; D2` – совершенно неэластичный спрос
Перекрестная эластичность спроса указывает на тенденцию к перемещению покупательского спроса от одного товара к другому в том случае, если цена на первый из них сильно меняется. Если EabD < 0, то товары взаимодополняемые.
Характер предложения
Эластичность предложения по цене есть процентное изменение предлагаемого количества товара в результате однопроцентного изменения цены. Если цена увеличивается, то эластичность предложения обычно положительна, так как более высокая цена будет для производителей стимулом к увеличению производства товаров.
Эластичность предложения различается по времени (периодам). Анализируя влияние фактора времени на эластичность предложения, экономисты различают мгновенный, краткосрочный и долговременный рыночные периоды.
Мгновенный (кратчайший) период
Мгновенный (кратчайший) рыночный период настолько мал, что производитель не успевает отреагировать на изменение спроса и цены (рис. 9).
В данном случае говорят, что предложение совершенно неэластично или жестокое предложение, как крайний случай.
![]() |
Рис. 9. Совершенно неэластичное предложение
Краткосрочный период
В пределах данного периода производственные мощности остаются неизменными (рис. 10).
![]() |
Рис. 10. Более эластичное предложение
В данном случае говорят, что предложение более эластично или относительно неэластичное, т.е. ES > 1.
Долгосрочный период
На протяжении такого периода могут быть приняты все желательные меры, включая изменение мощностей предприятия (рис. 11).
![]() |
Рис. 11. Еще более эластичное предложение
В данном случае говорят, что предложение еще более эластично или относительно эластично, т.е. ES < 1.
Как и в случае спроса, существует единичная эластичность предложения, т.е. ES = 1 (рис. 12).
![]() |
Рис. 12. Единичная эластичность предложения
Выделяют также и совершенно эластичное предложение (полностью эластичное предложение), как крайний случай (рис. 13).
![]() |
Рис. 13. Совершенно эластичное предложение
В экономической теории выделяют также и перекрестную эластичность предложения. Перекрестная эластичность предложения товаров a и b равна:

Заметим, что зависимость между ценой и количеством предлагаемой продукции является прямой, т.е. кривая предложения представляет собой восходящую кривую. Поэтому, независимо от степени эластичности или неэластичности цена и суммарный доход всегда изменяются в одном и том же направлении. Спрос более подвижен во времени, чем предложение, быстрее реагирует на изменение цен.
Рыночные структуры
Экономисты различают четыре довольно не схожих рыночных ситуации или формы конкуренции:
- совершенную (чистую) конкуренцию;
- чистую монополию;
- монополистическую конкуренцию;
- олигополию.
Чтобы выявить главные отличительные черты этих видов рыночных структур, рассмотрим табл. 2.
Таблица 2
Отличительные черты основных рыночных структур
| Рынки Параметры | Совершенная конкуренция | Несовершенная конкуренция | Монополия | |
| Монополистическая конкуренция | Олигополия | |||
| Количество фирм, производящих продукт | Много независимых фирм, нет контроля над рынком | Много фирм, производящих сходные товары и услуги | Несколько сходных фирм производящих сходные товары и услуги | Один продукт и одна сходная фирма |
| Контроль над ценами | Нет. Цены определяются рынком | Влияние ограничено возможностью замены | Существует влияние «ценового лидера» | Практически полный контроль |
| Товарная дифференциация | Нет. Продукты не различимы по свойствам и качеству | Товары и услуги дифференцированы для специфических рынков | Существенна для отдельных продуктов (например, автомобилей). Мала для стандартизированных товаров (например, бензин) | Нет |
| Легкость выхода | Относительно легкий | Относительно легкий | Трудный. Часто требует ей больших инвестиций | Очень трудный |














