Раздел 1. Введение
Тема 1. Задачи курса. История развития горнотранспортных машин и подъемных механизмов. Классификация горнотранспортных машин и подъемных механизмов. Особенности и условия работы. Терминология.
Транспортирующие машины непрерывного действия (конвейеры).
Транспортирующие машины циклического действия (автомобильный транспорт). Транспортирующие машины циклического действия (бункеры-перегружатели, самоходные вагоны). Транспортирующие машины циклического действия (железнодорожный транспорт).
Задачи курса. Дисциплина «Горнотранспортные машины и подъемные механизмы» является одной из основных специальных дисциплин учебного плана подготовки горных инженеров по специальности «Горные машины и оборудование». Объем лекционного курса составляет 22 часа. Предусмотрено выполнение лабораторных работ, практических заданий и курсового проекта. В процессе изучения дисциплины студент знакомится с существующими видами шахтного транспорта и областями их применения, общим устройством и основными параметрами транспортных машин, методиками тяговых и эксплуатационных расчетов различных видов транспорта, основами эксплуатации этих машин на горных предприятиях.
|
|
В результате изучения дисциплины он должен усвоить принципы работы и конструкции основных узлов транспортных машин, тенденции развития их основных параметров на ближайшую перспективу, основы эксплуатации транспортных машин на горных предприятиях, рациональные области применения различных видов транспорта.
После изучения дисциплины студент должен уметь производить тяговые и эксплуатационные расчеты различных видов транспорта и осуществлять выбор оптимального и рационального вариантов для заданных условий, производить оценку технического состояния транспортных машин, устанавливать рациональные режимы их работы, формировать структуру транспортного парка в соответствии с технической политикой предприятия.
В ходе изучения дисциплины студент получает навыки в проектно-конструкторской (формирование целей и задач погрузочно-транспортного комплекса при выданных критериях и ограничениях), организационноуправленческой (эффективное использование оборудования и программ выбора параметров транспорта в заданных условиях), производственнотехнологической (выполнение учебно-исследовательских лабораторных работ на действующих установках) и научно-исследовательской (диагностика состояния машины с использованием необходимых методов и средств анализа) деятельности. Он также может проводить расчеты транспортных машин и делать выводы, пользоваться промышленными установками транспорта и лабораторным оборудованием, выявлять объекты для улучшения в транспортной технике и технологии добычи полезного ископаемого, выполнять проекты по повышению эффективности эксплуатации транспорта.
|
|
История развития горнотранспортных машин и подъемных механизмов.
История создания и применения грузоподъемных и транспортных устройств начинается с древнейшего периода развития человеческого общества. Уже в странах древнего Востока, Китая и Индии появились простейшие грузоподъемные и транспортные устройства (клин, рычаг и каток) для передвижения каменных блоков массой до 90 т. В VII в. до н. э. использовали блоки, а во II в. до н. э. — ворот с зубчатой и червячной передачами — лебедку. Для подачи воды на орошаемые участки применяли водоподъемники. Все механизмы были с ручным приводом, поэтому при проведении крупных строительных работ использовали громадное число людей.
В средние века при строительстве фортификационных сооружений начали применять подъемники, краны и элеваторы для разрыхленного грунта. В 1860 г. создан первый кран с паровым двигателем, а в 80-х годах — с электрическим двигателем.
Большая заслуга в деле развития грузоподъемной и транспортной техники принадлежит механикам России. Еще в XI в. при возведении Софийского собора в Новгороде использовали сложную систему полиспастов, а в 1677 г. на колокольню Московского Кремля подняли Большой колокол массой 130 т. В 1769 г. для памятника Петру I был перемещен на большое расстояние каменный монолит массой более 1000 т. В 1830 г. также с помощью полиспастов и воротов поставили колонны Исаакиевского собора в Петербурге, каждая массой 100 т. В 1832 г. перед Зимним дворцом в Петербурге установили Александровскую колонну массой более 600 т; было использовано 60 воротов, каждый из которых приводили в движение 16 рабочих.
Первые описания грузоподъемного и транспортного оборудования появились в трудах АН и Московского университета: в 1722 г. Г. Г. Скорняков-Писарев опубликовал «Краткий учебник механики». В условиях царской России подъемно-транспортное оборудование выпускалось в очень малом количестве Брянским, Краматорским и Путиловским заводами. Нужды отечественной промышленности в этом оборудовании обеспечивались в основном за счет ввоза его из-за границы.
В настоящее время грузоподъемное и транспортное машиностроение представляет собой самостоятельную отрасль промышленности, которая достигла больших успехов.
Перспективным направлением в развитии грузоподъемных и транспортных устройств является выпуск унифицированных узлов, блочных конструкций для грузоподъемных машин и модулей для промышленных роботов (редукторов, муфт, тормозов, ходовых колес, барабанов, механических рук робота и др.