Глава восьмая. На католиков «изливается дождь»

 

Вероятно, самым большим сюрпризом во всей истории пятидесятничества было неожиданное появление католического пятидесятничества в 1967г. И хотя на протяжении ХІХ столетия католические служители проявили большой интерес к Святому Духу, споры по поводу даров Духа, говорения на языках и доктрины «первичного свидетельства» были проблемой протестанты, мало беспокоили католиков. Большинство протестантов полагали, что католики не только не могут быть крещеными Духом Святым, но даже и не являются христианами. Со своей стороны, католики до Второго Ватикана были склонны смотреть на протестантов, как на еретиков или полунормальных христиан без настоящего священства или настоящих таинств.

Большую часть столетия экуменические отношения были занятием протестантов. Федеральные и Вселенские соборы церквей всецело создавались протестантами или православными без какого-либо участия и интереса со стороны католиков. Со стороны же протестантов экуменические движения были предприятием «либеральных» церквей, хотя изначально посылки к экуменизму были заданы евангельскими церквями.

Одной из причин отсутствия интереса католической церкви к экуменизму в Америке был большой рост церкви во второй половине ХІХ века.

В 1880-х гг. миллионы иммигрантов-католиков прибыли в Америку из Южной и Восточной Европы. К 1900г. римско-католическая церковь была самой крупной деноминацией в Соединенных Штатах. Первая половина ХХ века стала периодом непрерывного роста численности и влияния Американской католической церкви. После второй мировой войны, а особенно после победы  Дж.Ф.Кеннеди на президентских виборах в 1960г., католики начали говорить о «постпротестантской эре» и о дне, когда абсолютное большинство американцев будет принадлежать к римско-католической церкви.

Такая убежденность значительно ослабла к концу 1960-х, когда католическая церковь в Америке пережила такие драматические изменения, что даже трудно было узнать в ней прежнюю церковь. Между 1960 и 1970 гг. в церкви закончился период постоянного роста. Католические семьи стали малочисленнее в результате применения методов искусственного контроля над рождаемостью, что открыто противоречило учению церкви. Немногие обращения в веру происходили в основном в результате смешанных браков с «некатоликами». Затем произошла катастрофа, которая лишила церковь опоры. Тысячи священников и монахинь начали оставлять свое призвание и возвращаться к мирской жизни. Система римско-католических приходских школ, в прошлом жемчужина американской церкви, начала рушиться: каждую неделю закрывалась одна школа. Количество семинарий уменьшалось с такой же интенсивностью. Теперь протестанты и католики вместе начали говорить о «постхристианской Америке», поскольку похожий спад начал происходить в большинстве основных протестантских деноминаций.

В начале 60-х гг. папа Иоанн XXIII потряс религиозный мир, собрав первый (почти за столетие) собор. Новый собор, названный Вторым Ватиканом, проходил с 1962 по 1965 гг. По словам папы Иоанна, целью собора было «открыть окна, чтобы Церковь могла вдохнуть свежего воздуха». Во время собрания в Риме 2500 епископов со всего мира открыто говорили о «новой Реформации» внутри церкви – вплоть до «реформулировки доктрин». Впервые со времен Мартина Лютера такие слова прозвучали в церкви.1

Папа Иоанн также пророчески говорил о соборе, как о «новой Пятидесятнице», и обращался к каждому католику в мире за ежедневной молитвой в течение трех лет, пока заседал конклав: «Господь, обнови Свои чудеса в наши дни, как новую Пятидесятницу». Мог ли он знать, что эта самая молитва будет исполнена через год после окончания собора? В действительности, один из четырех председателей Второго Ватикана кардинал Бельгии Леон Джозеф Сьюененс сыграет главную роль в харизматическом возрождении.          

То, что происходило в римо-католицизме с 1962г. было больше чем «реформация» - это было, по словам Дэвида Ф. Веллса, «революцией в Риме». Каждый интересующийся протестант должен прочесть эту книгу Веллса «Революция в Риме», чтобы понять недавние события в католической церкви. Впервые со времен Трентского собора XVI века католическая церковь отказалась от своей монолитной «твердыни богословия», созданной для торможения прогресса протестантской реформации, и дала право на существование многим параллельным богословиям, борющимися за влияние в церкви.2

Второй Ватиканский собор закончился в 1965г. революционной программой, осуществление которой в католических церквях по всему миру продолжалось многие годы. Самое удивительное изменение требовало, чтобы месса служилась на родном языке вместо латыни. Также священникам полагалось стоять лицом к общине во время служения. Гимны должны были петь прихожане, а не только священники и хоры. Писание могли читать прихожане наравне со священством. Католиков поощряли молиться вместе с другими христианами, хотя совместное причастие все еще было запрещено. Была разрешена неформальная, народная, или же «гитарная», месса. Монахиням было разрешено поменять традиционное одеяние на обычную одежду. Благодаря этим изменениям, которые действительно выглядели слишком революционными для приверженцев традиций, церковь стала менее «чужой» для протестантов, особенно когда католики начали петь «главную песню Реформации», гимн Мартина Лютера «Крепкая башня наш Бог». Впервые католические священники стали разделять протестантские служения, а протестантов начали приглашать проповедовать на католических служениях. Новая экуменическая эра началась в 1960г. с учреждением Секретариата христианского единства в Риме, который немедленно инициировал диалоги с протестантскими церквями.  Тот факт, что Иоанн XXIII говорил о протестантах как об «отдалившихся собратьях» открыл дорогу к взаимному уважению и признательности, которые дали возможность для экуменического диалога.

Как следствие этих удивительных изменений, в американской церкви неожиданно началось пятидесятническое движение. В какой-то мере феномен католического пятидесятничества был неожиданным и чудесным событием, но при ближайшем рассмотрении можно заметить, что на протяжении долгого периода происходили перемены, которые готовили почву этому «дождю», излившемуся на римско-католическую церковь. В книге «Аспекты происхождения Пятидесятничества и харизматизма» отец Эдвард О`Коннор  перечисляет ряд «невидимых корней» харизматического возрождения в католической церкви.3

Папа Лев XIII и Елена Герра

В 1897 г., папа Лев XIII призвал каждого католика в мире произносить ежегодно «novena» Святому Духу между праздниками Вознесения и Пятидесятницы, по предложению Елены Герры, о котором говорилось раньше.

Богословие харизм

Как мы рассматривали, в ХІХ веке немецкие богословы Милер и Шибен открыли новую школу толкования служений церкви. Они делали акцент на важности харизм в церкви в настоящее время, отрицая общепринятое мнение о прекращении даров. Оба богослова создали новую почву для отношений со Святым Духом, что принесло свои плоды во время Второго Ватикана и харизматического движения, которое последовало после собора.

Литургическое движение

Большое значение имела реформа литургии, которая коренным образом изменила форму католического прославления. Литургическое движение тоже пустило корни в ХІХ веке, принеся плоды в ХХ. По существу, движение пыталось помочь христианам понять и создать публичное прославление, которое имело бы значение для современного человека. Подразумевалось, что движение принесет изменения в слова и текст публичного прославления.

Корни движения в католической церкви лежали в течении романтизма ХІХ века и сначала достигли успеха в монастырях. В общем, реформы должны были помочь церкви превратиться из законнического заведения в орган поклонения. В ХХ веке это движение переместилось из монастырей на передовую в церквях.

После второй мировой войны папа Пий XII способствовал этому движению своим циркуляром на тему литургии «Медиатор Деи», в котором он санкционировал изменения в церемонии Святой недели и призвал к более лояльному участию в мессе.

Однако литургическая реформа обрела силу в церкви только после второго Ватиканского собора. Новые тексты литургии отражали значительный прогресс в исследованиях Библии в сравнении с предыдущими десятилетиями. Также такие новшества, как гитары и хлопки, проповеди, более сориентированные на Библию, были немедленно переняты харизматами после Второго Ватикана.

Литургическое движение среди протестантов привело к более частому проведению евхаристии, более высокой оценке традиционных, «католических» корней христианского поклонения и обновлению архаичных способов поклонения. И у протестантов, и у католиков поклонение приобрело большую ценность как способ провозглашения Евангелия.

 




double arrow
Сейчас читают про: