Экуменическое движение

Как и библейское, экуменическое движение брало свое начало в протестантизме ХІХ века, взросло в середине ХХ столетия и только после этого было укоренено в Римско-католической Церкви.

В жизни церкви история экуменизма долгая и запутанная. Великий раскол 1054 года между римско-католической церковью и восточным православием до сих пор не был преодолен, несмотря на многочисленные попытки примирения. Расколы в период Реформации также продолжались на протяжении 500 лет. Настоящее положение религии - это политический результат Вестфальского Мира в 1648г., когда силы Европы согласились на плюрализм и деноминационность. «Терпимость к разделению», провозглашенная в ХVIІ веке, удерживается до наших дней. 

Путь от плюрализма назад к экуменизму начался с создания в Лондоне Союза воскресных школ в 1803г., который был первым совместным усилием отделенных деноминаций со времен Реформации. Другие примеры сотрудничества в ХІХ веке – это Американское библейское общество (1816 г.), YMCA – христианская ассоциация молодых людей (1851 г.), и Христианское Стремление (1881 г.).

Экуменизм ХХ века начался с Эдинбургской конференции в 1910 г., целью которой была координация мировых миссий нескольких евангельских деноминаций. Новая идея, которая потом обрела широкую популярность, состояла в том, что соперничество между программами миссий разных деноминаций дает плохое представление о христианском единстве у языческих народов.  Можно назвать еще такие достижения ХХ века: Всемирная конференция веры и порядка (1927 г.), Национальная ассоциация евангельских церквей (1943 г.) и Всемирный совет церквей (1948 г.).

Для римских католиков, после Трентского собора (1545-1563 г.), дорога к единству означала только одно – возращение протестантов в Рим. В 1928 г. папа Пий ХІ подтвердил традиционную позицию католиков в своем циркуляре «Mortalium Animos», утверждая, что единственным путем к единству будет возвращение к римско-католической церкви и подчинение папизму и каноническим структурам Церкви. Возможно, в результате опасности фашизма и коммунизма, к которым прибавилась Великая депрессия, католический взгляд на экуменизм в конце 30-х гг. начал меняться. Гонения и преследования, которым подверглись католики, протестанты и особенно евреи в Европе вызвали после второй мировой войны новую открытость, невиданную уже 400 лет. Поборником самого свежего взгляда на единство церкви был Ив Конгар, французский доминиканец, который в 1937г. издал «Chretiens Desunis», учебник современного экуменизма. В своей эпохальной работе Конгар указывал на то, что, возможно, некоторые элементы настоящего католицизма получили большое развитие в некоторых некатолических общинах. Будущее единство не является примитивным «приведением всего к общему знаменателю», но «разделением общих ценностей» сквозь деноминационные рамки.

Человеком, начавшим воплощать идеи Конгара в жизнь, был кардинал Августин Би, ответственный за создание Секретариата по продвижению христианского единства в 1960 г. Этот орган начал диалоги с другими христианскими органами после 1960 г., что продолжается по сей день.

Во время Второго Ватикана видение Конгара стало официальной позицией римско-католической церкви. По официальному декрету, церковь Иисуса Христа «существует» (а не «состоит из») в римско-католической церкви. Другие христиане являются «отделенными собратьями». Задание экуменизма, таким образом, - обнаружить истинные моменты в других церквях, не находящихся в союзе с римско-католической церковью. Другие христианские церкви являются «сестринскими церквями», которые также «существуют» как часть вселенской церкви, хотя литургия и теология этих церквей может не полностью или не в полной мере отображаться в римско-католической церкви.

Если бы харизматическое движение началось в римско-католической церкви до Второго Ватикана, оно бы возможно рассматривалось как «протестантский» феномен и потому было бы запрещено католикам. Но к 1967 г., когда глоссолалия впервые была применена публично в католических кругах, пятидесятничество рассматривалось как одно из «сокровищ» церкви, которое свободно разделяли католики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: