Корсар. Конек - Горбунок

9. Корсар

3-актный балет

Адольф Адан, Лео Делиб, Рикардо Дриго, Цезарь Пуни

Жюль Перро, М. Петипа

Конрад, Бирбанто, Исаак Ланкедем, Медора, Сеид паша

Романтизм

На площади Адриополя идёт торговля, продают и невольников. Появляются корсары вместе со своим предводителем Конрадом, у которого предстоит свидание с Медорой — воспитанницей хозяина рынка Исаака Ланкедема. Медора появляется на площади с Ланкедемом, внимательно рассматривающим невольников, и влюблённые успевают поговорить. Богатый паша Сеид выбирает новую невольницу для своего гарема и, увидев Медору, выкупает её у алчного Ланкедема. Спасая Медору, Конрад с корсарами устраивают весёлые пляски, увлекая в них невольниц, а затем незаметно уводят их. Ланкедем пытается вернуть Медору, но корсары уводят и его в свою пещеру. По просьбе Медоры Конрад освобождает невольниц. Корсар Бирбанто, недовольный таким решением, обещает Ланкедему помочь вернуть ему Медору в обмен на золото. Бирбанто с помощью снотворного усыпляет Конрада и похищает Медору — девушка попадает в гарем к Сеиду. Для спасения Медоры корсары переодеваются в одежду паломников и проникают во дворец Сеида, но тайно вызванная Бирбанто городская стража обезоруживает корсаров. Конрад приговорён к смерти, Медора поклялась умереть вместе с ним и соглашается стать женой Сеида при условии, что он оставит Конрада в живых. Помилованный корсар узнаёт о таком условии и хочет умереть вместе с любимой. Одна из невольниц, Гюльнара, решается помочь влюблённым, обменявшись с Медорой одеяниями. Корсары с Конрадом и Медорой обретают свободу на корабле, идущем в открытое море. Бирбанто пытается убить Конрада, но предателя сбрасывают в море. Начавшийся шторм разбивает корабль о прибрежные скалы, но Конрад и Медора на обломках корабля добираются до берега.

 

   

10. Конек - Горбунок

4-актный балет

Цезарь Пуни

А. Сен-Леон

Иванушка, Конёк-Горбунок, Хан, Царь-девица

 

Трое сыновей Петра спят под сараем. Выходит отец и упрекает их в неготовности к торговле. После упрёков отца братья решают стеречь своё поле, чтобы понять, кто портит их урожай. Начинается гроза. Старшие братья уходят, а Иванушка остаётся. Ночью он видит в поле бежит конь с золотой гривой, которого тут же ловит. Конь предлагает отпустить его за выкуп и превращается в Конька с горбом на спине. Старшие братья находят Ивана спящим с двумя новыми конями, и спешат продать их Хану. Хан берёт Ивана конюшим. Хан велит Иванушке добыть молодую царевну. Царевна согласна выйти за Хана, если тот станет моложе. Для этого надо искупаться в котле с кипятком, а затем в котле с молоком. Хан велит проверить рецепт на Иване. Иван прыгает в котёл и становится молодым. Хан тоже прыгает, но кипяток губит его. Царь-девица отдаёт свою руку Ивану. Конёк-Горбунок прощается с Иванушкой и исчезает.

Сказка являлась аллегорией отмены крепостного права. Царь-девица олицетворяла желанную свободу, Хан воплощал в себе силы реакции, Иванушка символизировал темный и простоватый „добрый русский народ“, и наконец, Конек-Горбунок являл собою некоего светлого гения России. Никакого стройного развития драматургии здесь не наблюдалось. Нагромождение картин, сменявших друг друга, преследовало единственную цель — создать беспрерывную цепь впечатлений.

Советские искусствоведы оценивали творчество балетмейстера как безыдейное, не соответствующее народному прогрессивному духу и не отвечающее прогрессивным освободительным устремлениям. Постановка породил на русской балетной сцене тот издевательский, сусальный псевдорусский стиль.

   

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: