Баядерка. Дон Кихот

11. Баядерка

4-актный балет

Людвиг Минкус

М. Петипа

Никия, Дугмана, Гамзатти, Солор,

Романтизм

Солор после охоты на тигра идёт поговорить с Никией, которая живёт в глубине леса. Там готовятся к празднику огня. Никия танцует священый танец. Ею восхищается Великий брамин, но она отвергает его чувства. Брамин угрожает ей. Ночью к храму приходит Солор и предлагает Никии бежать Вместе и даёт клятву вечно любить её. В своем дворце раджа Дугманта объявляет дочери Гамзатти о том, что намерен выдать её замуж за Солора. Солор пытается отклонить предложенную ему честь, но раджа объявляет, что свадьба состоится очень скоро. Появляется Великий брамин. Удалив всех, раджа выслушивает его. Тот сообщает о свидании Солора с баядеркой. Раджа решает убить Никию; брамин напоминает, что баядерка принадлежит богу Вишну, её убийство навлечет гнев Вишну — убить надо Солора! Дугманта решает во время празднества послать Никии корзину цветов с ядовитой змеей внутри. Разговор раджи и брамина подслушивает Гамзатти. Она велит позвать Никию и, предложив ей танцевать завтра на свадьбе, показывает портрет своего жениха. Никия потрясена. Гамзатти предлагает ей богатства, если она покинет страну, но Никия не может отказаться от любимого. В гневе она бросается на соперницу с кинжалом, и только верная прислужница спасает Гамзатти. Баядерка убегает. Разгневанная Гамзатти обрекает Никию на смерть. В саду перед дворцом раджи начинается праздник. Раджа велит Никии развлекать публику. Баядерка танцует. Гамзатти приказывает передать ей корзину цветов. Спрятанная в цветах змея жалит девушку. Никия прощается с Солором и напоминает, что он клялся любить её вечно. Свадебная церемония. Солор снова видит призрак Никии. Как только Великий брамин заканчивает свадебный обряд, происходит землетрясение — это разгневанные боги разрушают храм, где находится клятвопреступник Солор. Все присутствующие на брачной церемонии тоже погибают под развалинами храма. А души Солора и Никии, наконец, соединяются на Небесах.

 

   

12. Дон Кихот

3-актный балет

Людвиг Минкус

М. Петипа

Дон Кихот,

романтизм

Трактирщик Лоренцо хочет выдать свою дочь Китри замуж за богатого дворянина Гамаша. Но Китри влюблена в цирюльника Базиля. Дон Кихот, начитавшись рыцарских романов, видит в своем воображении образ Дульсинеи, которой и представляется ему Китри. Во время праздничного гулянья в кабачке Базиль разыгрывает сцену самоубийства, и Китри умоляет отца благословить их любовь. Лоренцо колеблется. Возмущённый Дон Кихот приказывает выполнить просьбу. Нехотя Лоренцо благословляет Китри и Базиля. Базиль быстро поднимается цел и невредим — его самоубийство было всего лишь шуткой. Друзья выталкивают Гамаша из кабачка. Всеобщее веселье и танцы продолжаются. На площади Барселоны все готово к празднику в честь Китри и Базиля. В торжественном марше собираются гости. Среди них благородный рыцарь Дон Кихот и его оруженосец Санчо Панса. Начинается праздник. Дон Кихот и Санчо прощаются со всеми и отправляются на поиски новых приключений.

Во все времена существования спектакля сцена розыгрыша «самоубийства» Базиля вызывала одну и ту же реакцию зрителя — смешки. Здесь проявлялось актёрское мастерство исполнителя и его чувство юмора.

Четвёртый акт балета — праздничное действо. Самые яркие танцы в балете. Апофеозом акта и финалом спектакля стало Pas de deux и, конечно, обязательным его элементом — 32 фуэте. Сочетание музыки и хореографии, а также эволюция технических элементов в балете сделали его очень выигрышным для артистов.

Вариация Базилия Pas de deux и его 32 фуэте

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: