Проблемы применения отдельных мер административно-правового принуждения в сфере дорожного движения и пути их решения

 

Как указывалось выше, одной из групп мер административно-правового принуждения являются меры, направленные на обеспечение реализации задач юрисдикционной деятельности полиции, осуществляемой сотрудниками ГИБДД.

Административно-юрисдикционная деятельность органов ГИБДД осуществляется по правилам административного процесса, который включает в себя: возбуждение административного дела, его рассмотрение по существу и принятие постановления, пересмотр данного постановления и исполнение постановления.

Рассматривая административную юрисдикцию и административно-юрисдикционную деятельность в теоретическом аспекте, важно отметить, что административная юрисдикция - это рассмотрение административно-правовых споров, рассмотрение дел об административных правонарушениях в административно-процессуальной форме, установленной законом, специально уполномоченными на то органами и должностными лицами, которые имеют право рассматривать споры и накладывать административные наказания.

Административно-юрисдикционная деятельность - это правоохранительная деятельность органов государственного управления и других компетентных органов, которые рассматривают дела об административных правонарушениях и принимают по ним решения в соответствии с законодательством. Юрисдикционная деятельность является самостоятельной формой административной деятельности органов внутренних дел.УБЕРИТЕ, ПОВТОРЯЕТСЯ ИНФОРМАЦИЯ, РАЗНЫМИ СЛОВАМИ ТОЛЬКО

Административно-юрисдикционная деятельность ГИБДД - это вид правоохранительной деятельности органов государственного управления и основной элемент правоприменительной деятельности полиции.УБРАТЬ

ГИБДД исполняет свои полномочия по обеспечению безопасности дорожного движения, устанавливает, регулирует и охраняет административно-правовой режим в данной области.

Административно-юрисдикционная деятельность ГИБДД составляет основную деятельность должностных лиц по рассмотрению материалов дел об административных правонарушениях при нарушении ПДД, а также показывает их деятельность по принятию решений по административным правонарушениям.

Производство по делам об административных нарушениях начинается стадией возбуждения административного дела. Основной задачей возбуждения административного дела является сбор доказательств, которые дадут объективную оценку действиям участников дорожного движения. На этой стадии разрешаются административно-правовые споры, которые связаны с применением мер административной ответственности и мер административного пресечения. Данная стадия должна быть объективной, всесторонней и полной для правильного рассмотрения дела.

Протокол об административном правонарушении является основным средством установления данных по административному делу.

Дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения, но если имеется ходатайство лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, то по месту жительства данного лица. Результатом рассмотрения дела об административном правонарушении выносится постановление о назначении административного наказания или прекращении производства по делу об административном правонарушении.

В правоприменительной деятельности сотрудники ГИБДД часто сталкиваются с различными проблемными вопросами, которые во многом обусловлены недостаточным правовым урегулированием. Такие трудности возникают, в частности, при определении момента вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении. В РАМКАХ ДАННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ЭТОТ ВОПРОС НАПРЯМУЮ СВЯЗАН С ПОРЯДКОМ ИСПОЛНЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ  НАКАЗАНИЙ.

На сегодняшний день данный вопрос отражен в ст. 31.1 КоАП РФ, которая определяет, что постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу, в частности, после истечения срока обжалования (если оно не было обжаловано). При этом статья 30.3 КоАП РФ устанавливает десятисуточный срок для обжалования со дня вручения или получения копии постановления.

В последнее время большинство копий постановления именно направляются лицам, в отношении которых они вынесены, а не вручаются. Происходит это потому, что, во первых, основной объем постановлений выносится с применением специальных технических средств, работающих в автоматическом режиме, то есть сотрудниками ЦАФАП ГИБДД МВД России. Во вторых, к ним можно добавить достаточно распространенные случаи вынесения постановлений в отсутствии лица в установленных законом случаях.

В случае направления копии постановления лицу возможны два варианта развития событий. Первый - лицо получает копию постановления, и тогда применяется «общий» порядок, описанный в КоАП РФ, и второй - лицо не получает копию постановления, что довольно распространено. Для последнего случая правовая позиция сформулирована в п. 29.1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»[39]. Согласно ей в случае, если копия постановления не была получена лицом по различным основаниям и вернулась должностному лицу или судье, то постановление вступает в законную силу по истечении десяти суток после даты возвращения.

Порядок пересылки почтовых отправлений регулируется Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными приказом Минкомсвязи России от 31 июля 2014 г. № 234[40]. Они в свою очередь определяют, что, в частности, копии постановлений по делам об административных правонарушениях должны направляться почтовыми отправлениями разряда «административное», которые имеют особенности практически идентичные почтовым отправлениям разряда «судебное». К ним относится: невозможность продления срока хранения в почтовом отделении пункта назначения, невозможность пересылки по новому адресу и хранение в почтовом отделении пункта назначения составляет 7 дней (без учета выходных и праздничных дней, а также дня прибытия и отправки). Однако, как показывают проводимые опросы сотрудников ГИБДД МВД России, только 8 % знают о возможности отправлять заказные письма разряда «административное». Поэтому в большинстве случаев копия постановления отправляется «обычным» заказным письмом, которое хранится в почтовом отделении 30 дней, что затягивает период вступления постановления в законную силу.

Еще одним проблемным моментом является неверное проставление даты вступления постановления в законную силу в Федеральной информационной системе Госавтоинспекции. Такие случаи в большинстве происходят с постановлениями, вынесенными сотрудниками ЦАФАП ГИБДД МВД России. Это приводит к частому составлению материалов по ст. 20.25 КоАП РФ, когда состав данного правонарушения еще не образовался, то есть на момент составления протокола по ст. 20.25 КоАП РФ якобы неисполненное постановление на самом деле либо вообще еще не вступило в законную силу, либо срок для его «добровольной» уплаты, предусмотренный ст. 32.2 КоАП РФ, еще не прошел. Одной из причин такого рассогласования является тот факт, что ввиду огромного числа выносимых постановлений по фото- видеофиксации достаточно большое их количество лицами не получается. Для того, чтобы проставить этап вступления в законную силу в ФИС ГИБДД М необходимо просматривать отслеживание почтового отправления с вложением в виде копии постановления. Так как таких неполученных писем много, то зачастую используют специальное программное обеспечение почтовых операторов (например, Почты России), которые осуществляют доставку этих писем, позволяющее осуществлять множественное отслеживание. Суть данной операции заключается в том, что программа автоматически проверяет отслеживания заданных ей почтовых отправлений и по указанной ей формуле формирует даты вступления постановлений в законную силу. Соответственно, исходя из смысла п. 29.1 постановления Пленума ВС РФ № 5 в этой формуле должно быть указано: этап «Получено отправителем» + 10 дней. Однако зачастую данные формулы сконструированы неверно, что и приводит к вычислению неправильной даты вступления постановления в законную силу.

Еще одним немаловажным моментом является тот факт, что в настоящее время отправка постановлений по делам об административных правонарушениях, зафиксированных специальными техническими средствами, работающими в автоматическом режиме, осуществляется за счет средств региональных бюджетов. Как правило, в регионах созданы различные организации, которым делегированы полномочия по заключению контрактов на оправку копий постановлений по фото- видеофиксации. Соответственно, в большинстве таких контрактов сторонами выступают данное ГКУ и почтовый оператор, а письмо, согласно отслеживанию, отправляется от имени данного ГКУ. Следовательно и возвращается оно либо в данное ГКУ, либо передается на временное хранение в течение полугода как невостребованное и потом уничтожается. Все это зависит от условий конкретного контракта. Как видим, в таких случаях копия постановления не возвращается должностному лицу, которое его выносило, и даже в подразделение, где работает это должностное лицо, а значит, не возникает ситуация, описанная в 29.1 постановления Пленума ВС РФ № 5. Возникает достаточно серьезный вопрос: вступило ли в таких случаях постановление в законную силу вообще?

Выходом из сложившейся ситуации, по нашему мнению, видится законодательное урегулирование момента вступления постановления в законную силу в случаях, когда его копия не была получена лицом, в отношении которого оно вынесено. Мы считаем, что целесообразным будет добавить такую норму в КоАП РФ. При этом предлагается определить, что постановление по делу об административном правонарушении будет вступать в законную силу в случае неполучения его копии по истечении двух месяцев с момента его вынесения. По нашему мнению, такой срок позволяет воспользоваться лицу, в отношении которого постановление вынесено, всеми правами, так как согласно Нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции, утвержденных Приказом Минкомсвязи России от 4 июня 2018 г. № 257[41], максимальный срок, необходимый для доставки копии постановления о наложении административного штрафа в порядке, предусмотренном ч. 3 ст. 28.6 КоАП РФ, может составлять двадцать один день - не считая трех дней, отведенных на исполнение обязанности по ее отправлению вынесшим такое постановление должностным лицом. Таким образом, максимальный срок пересылки может составить 45 дней + 11 дней нахождения в почтовом отделении пункта назначения почтового отправления разряда административное (7 дней + 2 выходных + день прибытия + день отправки). Таким образом, получается менее двух месяцев.

Предлагаемая мера существенно облегчает вычисление даты вступления постановления в законную силу, а также упраздняет зависимость от процедуры возврата копии постановления должностному лицу, так как при возврате письмо может потеряться. Стоит отметить, что исключение необходимо будет сделать для случаев, когда почтовое отправление вообще не приходило в адрес, так как это нарушает права лица на ознакомление с постановлением и его обжалование.

Далее. Пересмотр постановления об административном правонарушении - это новое разбирательство дела должностным лицом, наделенным правом отменить, изменить или оставить без изменений ранее принятое постановление. Правовой основой пересмотра постановления об административном правонарушении является глава 30 КоАП РФ.

Пересмотр постановления по делу об административном правонарушении состоит из нескольких этапов, к которым относятся: подача жалобы или протеста; подготовка дела к пересмотру; слушание дела; вынесение решения по делу; доведение решения до сведения заинтересованных лиц.

Основными видами обжалуемых административно-процессуальных действий являются: составление протоколов об административных правонарушениях; применение мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях; порядок исполнения административных наказаний; порядок и сроки рассмотрения дел об административных правонарушениях.

Анализ обжалуемых решений позволяет сделать вывод, что в ходе осуществления правоприменительной деятельности допускаются различные юридические ошибки, выражающиеся как в неправильной квалификации содеянного и назначении несправедливого наказания, так и в неправильном собирании и фиксации доказательств. Зачастую допущенные нарушения обусловлены и недостатками законодательной техники, и отсутствием должного методологического обеспечения правоприменительной деятельности. В свою очередь, недостаточная регламентация административно-процессуальных действий влияет на эффективность административно-юрисдикционной деятельности и приводит к ее снижению, а также к необоснованному ограничению прав участников дорожного движения, нарушению принципа законности и к уходу правонарушителей от ответственности. ИНФОРМАЦИЯ НЕ ИМЕЕТ ПРЯМОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗАЯВЛЕННОЙ В НАЗВАНИИ ПАРАГРАФА ТЕМЕ.НЕОБХОДИМО УБРАТЬ.

В области дорожного движения зачастую отмечается нарушение прав граждан при применении такой меры обеспечения по делам об административных правонарушениях, как медицинское освидетельствование на состояние опьянения. Жалующиеся граждане поясняют, что сотрудники ГИБДД «склоняли» их к отказу от медицинского освидетельствования, при этом не разъясняли его юридические последствия.

Зачастую граждане не согласны с показаниями технических средств, используемых сотрудниками ГИБДД при освидетельствовании на месте, после чего, затрачивая свое личное время, проходят медицинское освидетельствование на состояние опьянения либо вовсе отказываются от него.

В настоящее время уровень правовой грамотности населения России остается на низком уровне, в результате чего у многих граждан отсутствуют представления о последствиях невыполнения ими требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения. Так, в программе «Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан»[42] прописана цель, которая заключается в повышении уровня правовой культуры граждан, включая уровень осведомленности и юридической грамотности. Для достижения данной цели, уменьшения количества жалоб на действия и решения сотрудников ГИБДД, в целях защиты прав граждан предлагаем:

1. Осуществлять освидетельствование, направление на прохождение медицинского освидетельствования на состояние опьянения с обязательным применением видеозаписи.

2. С помощью видеозаписи фиксировать признаки состояния опьянения указанные в Приказе Минздрава России от 18.12.2015 № 933н[43].

3. В случае отказа лица от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения сотрудниками ГИБДД под видеозапись осуществлять разъяснение правовых последствий отказа от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения гражданину, а также фиксировать осведомленность гражданина о последствиях отказа и о санкциях, предусмотренных ст. 12.26 КоАП РФ.

В целях повышения доверия граждан сотрудникам ГИБДД и экономии личного времени граждан, уменьшения количества людей, направленных на медицинское освидетельствование, предлагаем проводить информирование населения о существовании экспресс-тестов на алкогольное и наркотическое опьянение, которые они могут самостоятельно приобрести и, в случае недоверия показателям технических средств сотрудников ГИБДД, использовать самостоятельно. На втором этапе в целях дальнейшего внедрения использования экспресс-тестов на определение опьянения необходимо обратиться в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации с предложением о включении данных экспресс-тестов на состояние алкогольного и наркотического опьянения в основной состав автомобильной аптечки.

Таким образом, внедрение и использование приведенных предложений позволит повысить эффективность административно-юрисдикционной деятельности, обеспечить защиту прав граждан, повысить уровень доверия граждан к деятельности сотрудников полиции.

В настоящее время весьма остро стоит проблема успешной реализации административно-юрисдикционной деятельности ГИБДД. Решение данной проблемы, прежде всего, зависит от правильного использования методов принуждения органами ГИБДД, что обеспечивает эффективность их административно-юрисдикционной деятельности, улучшает правопорядок и создает условия для сокращения правонарушений в сфере дорожного движения.

Для повышения качества административно-юрисдикционной деятельности ГИБДД необходимо проведение реформы по основной деятельности ГИБДД, усовершенствование должностных полномочий данных сотрудников. Требуется совершенствование законодательства в сфере организации дорожного движения, необходимо внедрять технические средства, которые обеспечат правоприменительную деятельность сотрудников ГИБДД, усовершенствовать применение административной ответственности за административные правонарушения.УБРАТЬ

Подведем краткие итоги второй главы нашей работы.

В соответствии с законодательством Российской Федерации к участникам дорожного движения могут применяться различные меры административно-правового принуждения. Данные меры подразделяются на: меры административного предупреждения, административного пресечения, и меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях и меры административной ответственности (наказания).

В практической деятельности у сотрудников ГИБДД возникают и проблемные ситуации в применении отдельных мер административно-правового принуждения, которые во многом обусловлены недостаточным правовым урегулированием.

Анализ проблемных ситуаций позволил нам предложить пути их решения. В частности предлагается законодательно урегулировать момент вступления постановления об административном правонарушении в законную силу в случаях, когда его копия не была получена лицом, в отношении которого оно вынесено.

Для уменьшения количества жалоб на действия и решения сотрудников ГИБДД, в целях защиты прав граждан предлагаем:

1. Осуществлять освидетельствование, направление на прохождение медицинского освидетельствования на состояние опьянения с обязательным применением видеозаписи.

2. С помощью видеозаписи фиксировать признаки состояния опьянения.

3. В случае отказа лица от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения сотрудниками ГИБДД под видеозапись осуществлять разъяснение правовых последствий отказа от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения гражданину, а также фиксировать осведомленность гражданина о последствиях отказа и о санкциях, предусмотренных ст. 12.26 КоАП РФ.

ИНФОРМАЦИЮ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО МЕДОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЮ ОСТАВЛЯЕМ, ОСТАЛЬНОЕ УБРАТЬ, ПОИСКАТЬ ЕЩЕ ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ СОТРУДНИКАМИ ГИБДД МЕР ПРИНУЖДЕНИЯ, ДЛЯ ЭТОГО ПОСМОТРИТЕ ДИССЕРТАЦИОННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ, СТАТЬИ В ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ ELIBRARY.RU, ПРОАНАЛИЗИРУЙТЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРИКАЗА МВД РОССИИ 664-2017Г., ГЛАВУ 27 КОАП РФ, СУДЕБНУЮ ПРАКТИКУ, ЖАЛОБЫ НА ДЕЙСТВИЯ СОТРУДНИКОВ ГИБДД, И УЖЕ ЗАТЕМ ИЗЛОЖИТЕ СОДЕРЖАНИЕ ПАРАГРАФА ЗАНОВО.СТРОГО ПРИДЕРЖИВАЙТЕСЬ ТЕМЫ.ВРЕМЕНИ КРАЙНЕ МАЛО!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: