Несмотря на то что к настоящему времени технология проектной деятельности разработана в педагогическом аспекте и освоена учителями, взгляды на количество этапов проекта несколько различаются. Впрочем, различия не являются принципиальными.
Некоторые авторы выделяют четыре этапа (Н. Ю. Пахомова): 1) погружение в проект; 2) организация деятельности; 3) осуществление деятельности; 4) презентация результатов. Другие авторы (в частности Н. В. Матяш) различают три этапа: исследовательский, технологический и заключительный.
Рассмотрим требования к основным этапам реализации проекта.
1. Постановка проблемы и формулирование темы проекта. Проблема должна быть личностно значимой и посильной для ученика. Тема должна быть оригинальной, вызывать желание участников реализовать данный проект.
2. Планирование проекта. Этап начинается с выдвижения гипотез, которые затем проверяются практикой. Формулируются задачи исследования определяются его методы, источники информации и т.п. Если разрабатывается коллективный проект, то необходимо распределить обязанности между его участниками, установить форму отчетности, сроки выполнения отдельных этапов исследования.
3. Проведение исследования. Сущность этапа заключается в том, что школьники самостоятельно проводят исследование в рамках проекта, а учитель выполняет функцию коррекции их деятельностью.
4. Заключительный этап. Данный этап предполагает анализ результатов проектной деятельности, рефлексию, оценивание, выбор способа защиты проекта.
Презентация (защита) проекта должна сопровождаться представлением| продукта. Результатом творческой деятельности учащихся может стать газета, журнал, буклет, стенгазета, модель, макет и т.п. Удачным завершением проекта будет создание видеоролика, мультфильма.
Алгоритм проектной деятельности включает следующие этапы:
предпроектный (подготовительный) -> погружение в проект (текущая рефлексия, планирование) -» организация деятельности (творчески поиск) —> анализ, рефлексия (промежуточные результаты и выводы -> презентация.
2.3. Значение проектной деятельности для развития младшего школьника
Проектная деятельность учащихся — это учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность школьников, имеющая общую цели согласованные методы и способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным ее условием является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, а также этапов проектирования и реализации, включая осмысление и рефлексию результатов деятельности. При этом осуществляется проблемно-поисковая познавательная деятельность школьников, имеющая личностно-ориентированный характер. В ходе проектной деятельности формируется эмоционально-волевая сфера младшего школьника.
Интегративный характер знаний, получаемых в процессе реализации проектной технологии, позволяет говорить о реализации интегративного подхода к обучению.
В процессе проектной деятельности формируются аналитические умения (отличать данные от информации, классифицировать, выделять существенную и несущественную информацию, анализировать, представлять информацию, обнаруживать ее отсутствие и восстанавливать). В единстве с ними вырабатываются практические умения (использовать на практике академическую теорию, методы и принципы), происходит формирование всех видов УУД, развивается информационная культура учащихся.
Проектная деятельность играет значительную роль в формировании творческих и коммуникативных умений (вести дискуссию, убеждать, использовать наглядный материал и медиасредства, работать в группе, защищать собственную точку зрения, оппонировать, составлять краткий убедительный отчет). Выполнение самостоятельного проекта или участие в совместной проектной деятельности дает возможность школьнику создать что-то новое, попробовать свои силы, принести пользу, показать себя и продемонстрировать результат своей работы.
Проектная деятельность окажется успешной лишь при условии, что ее цель будет принята учащимися и интересна им, а результат будет иметь практическое значение и для самих детей, и для окружающих.