Проектно-исследовательская деятельность младших школьников является важным направлением естественнонаучного образования, поэтому в настоящее время наблюдается лавинообразный рост научно-методических публикаций по данной теме. Поскольку авторами работ используются различные термины, описывающие исследовательскую и проектную деятельность школьников, возникает необходимость рассмотреть подробнее такие понятия, как «метод проектов», «проектная технология», «проектная деятельность».
2.1. Понятие проектной деятельности
Метод проектов возник в начале XX в. в США и назывался там методом, проблем. Его автор, американский философ, психолог и педагог Дж. Дьюи, предлагал строить обучение на активной основе через сообразную деятельность ученика с учетом его личной заинтересованности. Метод проектов, поначалу весьма популярный в советской России, позже (1930-е) был признан опасным и запрещен в школах.
Проектная технология — понятие более широкое, включающее совокупность целей, методов, средств обучения, критерии оценки деятельности учащихся. Технология обеспечивает проблемно-поисковую познавательную деятельность школьников и находит выражение в создании продукта такой деятельности — проекта, который может быть представлен в виде схемы, модели, описания и пр1.
|
|
Термин «проектная деятельность» возник несколько позже. Он получил широкое распространение в научно-методической литературе, где к настоящему времени накоплен достаточно большой опыт применения проектной деятельности, показана ее технология, предложены классификации проектов.
Предмет «Окружающий мир» предполагает реализацию проектной деятельности: она изначально заложена в стандарте образования, программах, структуре и содержании УМК. Интегрированный характер предмета расширяет спектр возможностей применения проектной технологии. В сущности, почти все проекты по предмету «Окружающий мир» являются интегрированными.