Классификация проектов

Целевая установка. По цели различают проекты исследовательский творческие, игровые, информационные, практические.

Классификация и характеристика проектов по цели (по Е. Ф. Козиной)

Проекты по целе­вой установке Краткая характеристика Примеры проектов
Исследователь­ские Реализуются в форме экс­периментального научного исследования «Мой домашний питомец». «Осенние изменения в при­роде»
Творческие Нередко отсутствует четкая структура Праздники («День птиц». «День леса»), создание книги (брошюры).
Игровые Предполагается ролевая дея­тельность школьников Разыгрывание ситуаций экологического выбора, социальна отношений
Информацион­ные Осуществляется сбор инфор­мации по определенной тематике «Олива — древо жизни»
Практические Реализация социальных интересов детей Создание клумбы, фитомодуля, Красной книги

 

Классификация и характеристика проектов по содержанию

Проекты по содержанию Краткая характери­стика Примеры проектов
Теоретические Работа по изучению и обобщению фактов, материалов, полу­ченных из различных источников «Как сделать шоколад полезным? -
Проекты по содержанию Краткая характери­стика Примеры проектов
Фантастические Разработка проекта или идеи какого-либо несуществующего объ­екта или явления «Моя планета» (учащиеся создают образ своей «новой» планеты, опи­сывают предполагаемые природные условия на ней, сопровождают их рисунками). Итог проекта (продукт) — настенный календарь. Автор идеи и проекта — Т. О. Семенцова (школа № 2090 СП № 1)
Эмпирические Проведение наблюде­ний и экспериментов «Откуда берутся червяки?», «Мой аквариум»

 

1. Содержание проектов. В зависимости от содержания, которое м быть весьма различным, выделяют три группы проектов: теоретические, фантастические и эмпирические, т.е. построенные на основе личных наблюдений школьника и результатов экспериментирования.

2. Количество участников. Проекты бывают индивидуальными, коллек­тивными, групповыми.

3. Время выполнения. Различают проекты краткосрочные и долго­временные. Учитывая психофизиологические особенности школьников, на начальном этапе обучения предпочтительнее предлагать детям кратко­срочные проекты.

4. Уровень интеграции. Изучение тематики и путей реализации проек­тов позволяет разделить их на три группы по уровню интеграции:

а) монопредметные — они акцентируют внимание на одной предметной области;

б) межпредметные — наибольшее число проектов выходит за рамки той или иной области предмета «Окружающий мир»;

в) надпредметные — проекты, выходящие за рамки школьной про­граммы.

Тематика проектов. Выбор темы и вида проекта зависит от конкретных условий обучения. Существует три источника генерирования идеи проекта:

1) тему предлагает учитель исходя из целей и планируемых результатов обучения;

2) тему проекта и направление работы определяют сами ученики (или ученик), поскольку важнейшим мотивом проектной деятельности является интерес ребенка. Учащиеся также могут сами предложить путь выполнения проекта: индивидуальная или коллективная работа и пр. Учитель, обладая методическим мышлением, должен уметь раскрыть, развить идею ученика и показать, как реализовать ее в проекте. Идея проекта может быть лич­ностно значима для ученика (например, один школьник выяснял, почему он маленького роста);

3) тему проекта и некоторые подсказки относительно его выполнения можно найти на страницах учебников, входящих в различные УМК.

 

Примеры проектной деятельности.

УМК «Планета знаний». Авторы этого УМК стали «первооткрывателями» проектов, включенных в структуру учебника. Они предложили инструкцию, с помощью которой учащиеся могут сами определить цели, задачи, логику иссле­дования, выбрать источники информации.

Работа над проектом

Наша общая тема:...........................................................

Что мне интересно об этом узнать:................................

Я могу прочитать об этом в книгах:..............................

Мне могут рассказать об этом (кто):..............................

Чтобы больше узнать, я могу пойти:.............................

Еще я могу узнать об этом (где):...................................

Главное—я теперь знаю, что:.........................................

Проект

Что я буду делать:...........................................................

Порядок моих действий (план):.....................................

Вместе со мной этот проект будут делать:....................

Будут нужны такие материалы:.....................................

Будут нужны такие инструменты:..................................

Кроме того, начало работы над проектом можно отразить в табличной форе.

Планирование проектной деятельности на начальном этапе

Актуальность проблемы — моти­вация Почему? Почему именно эта тема? Чем она важна лично для меня?
Целеполагание Зачем? Зачем мы делаем этот проект?
Постановка задач Что? Что мы для этого делаем?
Выбор способов и методов иссле­дования, его планирование Как? Как мы можем это делать?
Ожидаемый результат Что получится? Каким будет решение поставленной задач.

 

УМК «Школа России». В табл. 7.5 представлены примеры проектов по предмету «Окружающий мир» А. А. Плешакова.

Проекты УМК «Школа России» (на примере III класса)

Тема Содержание проекта
Как устроен мир Богатства, отданные людям
Эта удивительная природа Разнообразие природы родного края
Мы и наше здоровье Школа кулинаров
Наша безопасность Кто нас защищает
Чему учит экономика Экономика родного края
Путешествие по городам и странам Музей путешествий

Тематика проектной деятельности дается на страницах учебника, а инструк­ция по выполнению содержится в рабочей тетради. Например, в проекте «Школа кулинаров» предлагается определить цель и формы деятельности (индивиду­альная, парная, групповая, всем классом), выделить этапы работы и обязанности каждого ученика, установить сроки выполнения. В рабочей тетради учащиеся могут записать общий план создаваемой «Книги здорового питания», а также конкретные рецепты («Рецепт блюда для моего выступления на конкурсе кули­наров»). Авторы УМК предусмотрели рубрики «Как я оцениваю свою работу над проектом» и «Благодарности за помощь и сотрудничество».

Реализация проекта обычно превращается в совместное дело учащихся, учителя, а также родителей учеников. Эффективным может оказаться участие старшеклассников, осуществляющих «шефство» над младшими школьниками. Для привлечения родителей используется такая форма работы, как выступление учащихся на родительском собрании (класс­ном, общешкольном) с показом выполненных проектов. Ребята, успешно завершившие проект, презентуют результаты своей деятельности учащимся других клас­сов параллели.

Проектирование формирует информационную грамотность младших школьников, поскольку разработка проектов немыслима без привлечения различных источников информации (учебники, научно-популярная лите­ратура, справочники и энциклопедии, электронные библиотеки и пр.).

В работе над проектом используются методы исследований, применяе­мые в рамках естественнонаучных дисциплин (картографический, стати­стический, исторический и др.), методы общественных и социальных наук (анкетирование, интервью, беседы), методы научного исследования. Так учащиеся приобщаются к исследовательской деятельности.

Успех реализации проекта зависит от методической и научной подго­товки учителя, который должен быть сведущ в методических вопросах, обладать исследовательским типом мышления, иметь широкий кругозор, уметь видеть перспективные направления в проведении проектов, обладать коммуникативной компетентностью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: