Проблема использования игр в учебно-воспитательном процессе всегда привлекала внимание педагогов, психологов, учителей, методистов. К настоящему времени в полной мере изучены психолого-педагогические особенности игровой технологии обучения, методика проведения игры на разных этапах обучения.
3.1. Психолого-педагогические аспекты и понятие игры
Проблеме игровой деятельности посвящены многочисленные работы советских психологов А. Н. Леонтьева, Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина и др. Основоположником теории игры является А. Н. Леонтьев. Он указывал, что игра — это целеустремленная деятельность, образно, конкретно, чувственно изображающая мир и определяемая общественными законами развития. Опираясь на работы А. Н. Леонтьева, рассмотрим основные элементы игровой деятельности.
Для функционирования игры очень важен ее мотив, причем «мотив игрового действия лежит не в результате действия, а в самом процессе... Не выиграть, а играть — такова общая формула мотивации игры». Игра сопровождает человека на протяжении всей жизни, претерпевая значительные изменения, поэтому для каждого этапа развития игры характерны специфические черты. Кроме того, «игра необыкновенно многообразна не только по своему содержанию, но и по своим формам и источникам».
|
|
Особенностью строения игровой деятельности выступает наличие воображаемой ситуации. Л. С. Выготский считал, что центральным и характерным для игры является создание «мнимой ситуации».
Кроме того, игра содержит важный элемент развития человека — самоценку. Участники игры овладевают опытом деятельности, социального взаимодействия. А. Н. Леонтьев ввел понятие игровой роли, рассмотрел различные виды игры и ее развитие, подчеркнул необходимость изучении динамики мотивации игр и содержательной стороны игровой деятельности.
Таким образом, психологической наукой разработана теория и раскрыта структура игровой деятельности, выявлено воздействие игры на всестороннее развитие ребенка.
«Игра как любая человеческая деятельность, имеет не только формы, но и свои методы осуществления. С этой позиции учебная игра может быть представлена и формой, и методом обучения. Игра имеет свою “внутреннюю движущую силу” — целенаправленную, познавательную деятельность и внешнюю “оболочку” — форму обучении как способ организации, управления и оценки этой деятельности».
Признаки игры.
1. Условность. Участники игры осознают, что они действуют в рамках: условной реальности, которая имеет свои правила и законы. Условность порождает двуплановость игровой деятельности и двуплановость возникающих в игре взаимоотношений.
2. Символический характер. Участники игры могут экспериментировать, рассматривать различные варианты решения проблемы без боязни сделать ошибку.
3. Неопределенность. Ход и результаты игры не имеют однозначного решения, что позволяет действовать раскрепощено, проявлять инициатив S творчество, выдумку.
4. Пространственно-временная особенность. В игре время и пространство как бы сжимаются, что делает игру динамичной и эффективной.