Игровые технологии обучения

Проблема использования игр в учебно-воспитательном процессе всегда привлекала внимание педагогов, психологов, учителей, методистов. К настоящему времени в полной мере изучены психолого-педагогические особенности игровой технологии обучения, методика проведения игры на разных этапах обучения.

3.1. Психолого-педагогические аспекты и понятие игры

Проблеме игровой деятельности посвящены многочисленные работы советских психологов А. Н. Леонтьева, Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина и др. Основоположником теории игры является А. Н. Леонтьев. Он указы­вал, что игра — это целеустремленная деятельность, образно, конкретно, чувственно изображающая мир и определяемая общественными законами развития. Опираясь на работы А. Н. Леонтьева, рассмотрим основные эле­менты игровой деятельности.

Для функционирования игры очень важен ее мотив, причем «мотив игрового действия лежит не в результате действия, а в самом процессе... Не выиграть, а играть — такова общая формула мотивации игры». Игра сопровождает человека на протяжении всей жизни, претерпевая значи­тельные изменения, поэтому для каждого этапа развития игры характерны специфические черты. Кроме того, «игра необыкновенно многообразна не только по своему содержанию, но и по своим формам и источникам».

Особенностью строения игровой деятельности выступает наличие вооб­ражаемой ситуации. Л. С. Выготский считал, что центральным и характер­ным для игры является создание «мнимой ситуации».

Кроме того, игра содержит важный элемент развития человека — самоценку. Участники игры овладевают опытом деятельности, социального взаимодействия. А. Н. Леонтьев ввел понятие игровой роли, рассмотрел различные виды игры и ее развитие, подчеркнул необходимость изучении динамики мотивации игр и содержательной стороны игровой деятельности.

Таким образом, психологической наукой разработана теория и раскрыта структура игровой деятельности, выявлено воздействие игры на всестороннее развитие ребенка.

«Игра как любая человеческая деятельность, имеет не только формы, но и свои методы осуществления. С этой позиции учебная игра может быть представлена и формой, и методом обучения. Игра имеет свою “внутреннюю движущую силу” — целенаправленную, познавательную деятельность и внешнюю “оболочку” — форму обучении как способ организации, управления и оценки этой деятельности».

Признаки игры.

1. Условность. Участники игры осознают, что они действуют в рамках: условной реальности, которая имеет свои правила и законы. Условность порождает двуплановость игровой деятельности и двуплановость возника­ющих в игре взаимоотношений.

2. Символический характер. Участники игры могут экспериментировать, рассматривать различные варианты решения проблемы без боязни сделать ошибку.

3. Неопределенность. Ход и результаты игры не имеют однозначного решения, что позволяет действовать раскрепощено, проявлять инициатив S творчество, выдумку.

4. Пространственно-временная особенность. В игре время и простран­ство как бы сжимаются, что делает игру динамичной и эффективной.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: